Развитие речи у детей 2-3-4 лет

Развитие речи у детей 2-3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Рано или поздно малыш начинает развивать навыки речи и высказывание своих мыслей. Однако не все детки начинают говорить в раннем возрасте. Все зависит от индивидуальности ребенка

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие речи у детей 2-3 лет

Рано или поздно малыш начинает развивать навыки речи и высказывание своих мыслей. Однако не все детки начинают говорить в раннем возрасте. Все зависит от индивидуальности ребенка. Некоторые малыши начинают сразу выстраивать предложения, а некоторые говорят пока отдельными словами. Ничего страшного в этом нет. Всему свое время. Не стоит поднимать панику, если ваш ребенок не может произносить какие-то звуки. Поход к логопеду также будет лишним. Просто начните больше с ребенком разговаривать, объяснять. Развитие речи у детей 2-3 лет очень важный этап. Ведь именно в этом возрасте начинается пополнение словарного запаса у малыша, а это очень важно для его развития в целом. Очень многое в этом периоде развития ребенка зависит от его родителей. К малышу необходимо найти подход и уделять ему как можно больше внимания. Не нужно пропускать этот период жизни малыша. Накупите как можно больше развивающей литературы в соответствии с возрастом ребенка и начинайте занятия с ним. Важно ребенку объяснять, что вы от него хотите. В процессе рассматривания книжки, объясняйте малышу, что изображено на бумаге. Просите его показывать картинки, которые вы будете называть. Читайте как можно больше ритмических стишков и песенок, это помогает ребенку запомнить новую информацию. В возрасте 2-3 лет особое внимание следует уделять мелкой моторике. В этом возрасте навыки по мелкой моторике уже имеются, но они не совсем совершенные. Именно мелкая моторика позволяет как можно лучше и качественнее развивать речь крохи. Для этого можно приобрести пазлы и пытаться вместе собирать их. В процессе рассказывайте малышу, что благодаря совместным усилиям мы соберем очень интересную картинку. Нужно заинтересовать ребенка Когда малыш достигает двухлетнего возраста, он уже знает достаточное количество звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Все остальные, не считая гласных, он пропускает или заменяет теми, которые ему уже знакомы. Не нужно волноваться по этому поводу, помощь логопеда здесь пока не нужна.

Развитием речи малыша нужно заниматься ответственно и внимательно. Также, нужно знать, что с прикусом ребенка все нормально. Надо знать, что со стороны нервной системы у него тоже все в порядке. Если данных патологий нет, то развивайте слуховое внимание малыша, речевое дыхание и голос. Все проблемы с проглатыванием отдельных звуков решатся сами по себе.

Многие родители замечают, что их малыш начинает повторять и подражать своим родителям. Этим можно воспользоваться в благих целях и принимать за занятие с ребенком. Попробуйте научить малыша звукам, которые издают животные. Если ваш ребенок повторюшка, то у вас все получится.

Скорее всего, у каждого ребенка дома есть много мягких игрушек. Так вот — разместите их по комнате и предложите малышу пойти кое с кем познакомиться. Подходите к каждой игрушке и начинайте знакомство. Но учтите, что разговаривать нужно на языке крохи — это ведь игра. Такая тренировка станет очень полезна для ребенка. Очень важна зарядка для языка и губ -речь будет развиваться правильно, в нужном русле. Причем, благодаря такой гимнастике у ребенка снижается возможность картавить какие-то отдельные звуки.

Если малыш в возрасте 2-3 лет не произносит какие-то звуки или слова, не паникуйте. Про это было сказано выше. Тревогу нужно бить в следующем случае. Если ваш малыш к 3 годам не говорит вовсе или говорит, но отдельными словами и мало, то следует обращаться за квалифицированной помощью. А вообще, с малышом нужно общаться с первых месяцев его жизни. Это должна делать не только мама, но и все остальные окружающие ребенка люди.

Причины остановки развития речи .

На них родители должны обращать пристальное внимание.

Заболевания ушей и носоглотки. Кроме этого, очень влияют длительные заболевания, которые побудили к истощению организма.

Задержку развития речи обусловливают поражения центральной нервной системы. То есть те заболевания, которые характерны для умственной отсталости.

Задержка речи может возникнуть из-за нехватки внимания со стороны родителей. Также очень влияет отсутствие определенных занятий, которые должны проводить сами родители.

Игры для развития речи у детей 2 лет

Благодаря специальным играм у детей на втором году жизни можно неплохо развивать речь. Ведь в этом возрасте с малышом уже можно более плотно общаться. Кроха может выполнять ваши просьбы и требования, например, может вам принести стул, закрыть дверь и т.д. в этом интересном возрасте деток привлекает все яркое, движущееся и звучащее. Также малыши очень любят рассматривать что-то живое. В процессе игры ребенку нужно приносить положительные эмоции и радость.

Очень многие родители задают вопрос, для чего же нужны игры. Дело в том, что во время игры ребенок развивает мышление об окружающем его мире. Игры помогают развивать логику, речь и, конечно же, мышление. Для этого нужно ежедневно привлекать ребенка к чтению книг и разговорам.

Малышу в этом возрасте интересно все новое. Поэтому игры как нельзя лучше подойдут для развития его речи. Для того чтобы завлечь кроху в игру, покажите ему новую игрушку или предмет, потом спрячьте его и снова покажите. Малыша это заинтересует. Такие действия вызовут радость у ребенка и положительные впечатления. Во время такой игры вам нужно как можно чаще употреблять новое слово. Интерес у малыша возникнет сам по себе, и он начнет пытаться повторить за вами. Очень важным моментом во время такой игры вызвать у ребенка интерес разговаривать или назвать самостоятельно то или иное слово.

Очень полезными являются разговоры возле окна. Покажите ему листочки, небо, солнышко. Постарайтесь задавать крохе вопросы, если он начинает называть отдельные слова. Например, если он сказал небо, то спросите его, а какого оно цвета? Необходимо поддерживать беседу и побуждать ребенка к разговору. Обязательно закрепляйте пройденный материал. Найдите предмет, который изучили в книге или журнале и попросите ребенка, чтобы он повторил, что это такое. Таким образом, в его памяти будет откладываться эта информация. Кроме того, речь будет хорошо развиваться.

Можно попросить малыша повторять за вами веселые стишки или песенки. Такие повторы помогут очень хорошо развить речь у крохи. Станут полезными разговоры по телефону. Ребенок не видит своего собеседника, а только слышит. Соответственно он не может выразить свои желания при помощи жестов, а это в свою очередь стимулирует поговорить или произнести какое-то слово. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш не просто слушал своего собеседника, но и принимал участие в разговоре. Для начала просите его отвечать на простые вопросы, потом разговор усложняйте.

Когда вы играете с ребенком в куклы или машинки, солдатики, задавайте вопросы от персонажа, который принимает участие в игре, ребенку. Поинтересуйтесь, во что оденется кукла или пупс, куда поедет машинка, как будет воевать солдатик. Усложняйте вопросы, стройте их так, чтобы малышу было интересно на них ответить.

Можно еще одним способом развивать речь у ребенка с помощью игры. Сшейте мешочек из яркой ткани и поместите в него игрушки не большого размера. Продемонстрируйте ребенку мешочек и начинайте доставать оттуда мелкие игрушки, при этом название предмета озвучивайте. Отдавайте игрушки в ручки ребенка. Дайте возможность малышу хорошо разглядеть и познакомиться с игрушкой. Затем попросите, чтобы он положил игрушку обратно в мешок, при этом положил именно ту, которую попросили вы.

Очень хорошо помогают игры, которые связаны с движениями. Например, вы предлагаете крохе попрыгать, приседать, покружиться. После этого дайте ребенку команду – присядь, покружись и т.д. Таким образом, малыш научиться вас слушать и выполнять ваши просьбы.

Прекрасно в этом возрасте помогает рисование для развития речи. На листе бумаги нарисуйте с ребенком прямые, закругленные линии разными цветами. В процессе рисования называйте их ручейком, дорожкой, мячиком. Потом дайте малышу самостоятельно порисовать. После того, как он закончил, спросите его, а что он пытался нарисовать? Таким образом вы можете выучить

некоторые слова. Попросите нарисовать ребенка мяч. Проследите, чтобы его творение было похоже на названный вами предмет.

Очень важно учить малыша правильно выговаривать слова. Не нужно коверкать их самому и называть неправильно. Особенно это касается сложных слов и словосочетаний. Называйте каждый предмет своим «названием».

Упражнения для развития речи у детей

Часто детки проглатывают основные звуки. Этому ребенка можно научить. Например, произносить звук «А». Для этого задайте малышу вопрос, — как плачет ляля, и сами скажите, — аааааа. Попросите ребенка повторить за вами, задавайте вопрос до тех пор, пока малыш вам на него не ответит.

Точно также можно научить кроху произносить звук «У». Гуляя по улице, покажите малышу самолет в небе и скажите, как он гудит – уууууу. Попросите. Чтоб малыш повторил за вами. Как правило, у детей очень хорошо получается выучить этот звук. Они вытягивают губки вперед, и отчетливо слышится звук «У».

В этом возрасте очень важно не пропустить речевое развитие у малыша. Это для него очень важно. Не игнорируйте своих детей и уделяйте им как можно больше внимания.

Читать еще:  Отсутствие месячных тест отрицательный

Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься

Развивающие игры, стихи, потешки и общение с ребенком: развитие речи без логопеда

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.), одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната» и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка», «апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок», «свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка. (птичка),
Вот тебе. (водичка)!
Вот тебе. (крошки)
На моей. (ладошке)!

Петушок, петушок.
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко.
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Читать еще:  Питание и энергия

Упражнения для развития речи 2-3 года

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление.

1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (С КАРТИНКАМИ)

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина»
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).

«Рыбка»
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

«Лошадка»
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Иголка»
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнятьупражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Блюдце»
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 секунд.

«Маляр»
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Часики»
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

«Ириска»
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

«Чистые зубки»
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык дол­жен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

2 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Одуванчик»
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

«Звоночек»
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на «звонок», одновременно произнося «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

«Свеча»
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

«Колдун»
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

«Шарик»
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны «выпустить из него воздух», одновременно произнеся «с-с-с…» и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно «с-с-с…» и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.

«Лягушонок»
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка («ква-ква»). Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

3 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша. Дети 2-3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

«Котик»
Есть у котика на лапках
Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

«Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

«Теремок»
На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Первый пальчик в глине (большой стукается с указательным)
Второй в пластилине (большой со средним)
Третий в шоколаде (большой с безымянным)
Четвертый в мармеладе (большой с мизинчиком)
Склеились пальчики. (сложить все пальчики в щепоть)
Расклеились. (раскрыть широко ладошку)
Кошка на ладошке

Возьмите ручку малыша и приговаривайте, водя своим указательным пальцем по ладошке.
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап (пощекотать ладошку)

4 ПОТЕШКИ

Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И — полетела!

Птички сели на лужок,
А котята — в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
Прибежала кошка-мать,
Домой деток стала звать.
Птички песню спели,
К деткам улетели.

Наши ручки в мыле были,
Мы посуду с мамой мыли.
Мы посуду вытирали,
Нашей маме помогали.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.

Баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»

Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

Упражнение «Поцелуй маму» . Вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «Покажи зубки» . Растягиваем губы в улыбке.

Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

Упражнение «Надуй щеки» . Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

Упражнение «Птенчики» . Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“ Ам»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Мама зёрнышко несет!

Открывай пошире рот!

Упражнение «Улыбка» . Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами, округляем губы и выдвигаем вперед :

Шарик губками возьми,

«О-о-о» тихонько потяни.

Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

«Э-э-э», -как мишка вы пропойте ,

Ротик широко откройте.

Упражнение «Слоник» . Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

На слоненка погляжу ,

Губы трубочкой сложу.

Упражнение «Зайка» . Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то, что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать, используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

Ушки — на макушке,

А зубки — на губке:

Упражнение «Ветер» .Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейки прижимай,

Голосочек подключай: в-в-в-в-в-в!

Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

Воздух в носик набирайся,

«П»сквозь губы прорывайся!

Упражнение «Голосок» . Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [ П ] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса).

“ Б» легко произнести,

Баю куколку мою!

Упражнение “ Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

Кто же так стучит — тук, тук?

Язычок, наш верный друг.

Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами, как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом. Чтобы почувствовать работу голоса, используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

Мы построить дом хотим.

Работу язычкам дадим .

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем .

«Д» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

Упражнение «Корова». Произносить звук [ М ], используя тактильный контроль. Взрослый произносит: «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

«Му-му-му,- мычит корова.-

Забодаю Таню с Вовой».

Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. И c пользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого, затем у себя.

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Упражнение «Язычок отдыхает». Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

Язычок наш загорает.

Лежит, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И-и-и» .

Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.

Развитие речи у детей 2-3 лет: нормы, особенности развития, как научить ребенка разговаривать в 2 года

Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.

Читать еще:  Плацента при беременности

Среднестатистические нормы

В норме речь ребенка в 2 года не очень богатая и разнообразная.

Словарный запас ребенка 2 лет составляет 200-300 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов.

Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.

То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.

Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

  1. Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
  2. Не забывайте поддерживать зрительный контакт. Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
  3. Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи. Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
  4. Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
  5. Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
  6. Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям. Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
  7. Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу. Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.

Что влияет на развитие речи у двухлетки

На то, как будет развиваться речь у детей в 2-3-летнем возрасте, в первую очередь влияют индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Темперамент, характер, потребности малыша – это факторы, которые в первую очередь влияют на то, когда малыш начнет разговаривать и насколько богатой будет его речь.

Здоровый, полноценно развитый ребенок-молчун даже с очень высоким интеллектом может и в три года лишь изредка выдавливать из себя слово-другое, в то время, как разговорчивый открытый ребенок с года начинает щебетать, когда еще не может четко выговорить ни одного длинного слова.

Кроме индивидуального фактора особое значение имеет среда, в которой малыш растет. Совсем не совпадением является то, что ребенок, с которым часто разговаривают, начинает общаться раньше, проявляет больше интереса к контактам со сверстниками.

Естественно, затруднения в развитии речи могут быть связаны с неврологическими проблемами, повреждением мозга, психологическими травмами, дефектами речевого аппарата.

Факторы правильного обучения речи

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать в 2 года, нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. Обращение к логопеду – чужому для ребенка человеку, в некоторых случаях может дать обратный эффект – замедлить процесс. Тем более, что в таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Упражнения и игры для речевого развития

Лучше всего развитие речи, интеллекта для детей 2-3 лет проходит в том случае, если обучающие занятия проходят в игровой форме. На пользу также пойдут стишки, песни, игры, развивающие общую и мелкую моторику.

Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.

Малыш сжимает и разжимает пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.
Сжимаем пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимаем пальцы, сжатые в кулаки.

Развитие мелкой моторики малыша:

  • Создайте «сухие бассейны» для малыша из разных круп: риса, гречки, гороха, пшена. Для этого насыпьте крупы в пластиковые контейнеры.
  • Зашейте крупы в тканевые мешочки, используйте их для игры с малышом.
  • Используйте колючие резиновые мячики, щетки для волос для стимуляции ладошек малыша.

На развитие речи у ребенка в 2 года положительно влияет такая игра, как подражание голосам животных. Это занятие хорошо стимулирует тренировку артикуляции, к тому же является отличным развлечением, интересным и веселым для самого малыша.

Молока налили мало!
Замяукал котик: «Мяу!»

«Гав-гав-гав!» — собака лает
И чужих в дом не пускает.

«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у».

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Утка крякает: «Кря-кря!
Много деток у меня».

На заборе, наверху,
Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Квохчет курица: «Ко-ко!
Кормить цыпляток нелегко!»

Козочка кричит: «Ме-ме!
Дайте свежей травки мне».

Ржет «И-го-го!
Ехать очень далеко».

Дятел сел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук! Тук-тук!»

квакает: «Ква-ква!
Здесь очень вкусная трава».

Сидит кукушка на суку.
Она кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

Общие правила обучения детей

На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.

Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.

Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.

Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.

Как учить ребенка говорить

Чтобы стать настоящим профи и помочь своему чаду, вам не обязательно иметь многолетний опыт общения с малышами. Просто используйте игры на развитие речи у ребенка 2 лет. Регулярно общайтесь с малышом и будьте очень внимательны к нему. Стоит уделить внимание и тому, что советуют хорошие педиатры, к примеру, Комаровский.

Доктор Комаровский считает, что нельзя сравнивать детей и мерят всех к одинаковым нормам. Достаточно обеспечить малышу нормальную среду для развития: ограничить пользование гаджетами и наладить общение между детьми и их родителями.

Если мы учим малыша, но при этом не знаем правил о том, как развивать речь ребенка, не стоит беспокоиться. Даже если вы уделите внимание советам экспертов позже, вы сможете улучшить развитие деток, в каком бы то ни было возрасте. Но чем раньше вы начнете заниматься ребенком, тем лучшими будут результаты.

Веселыми помощниками для вас и малыша станут игрушки для развития речи:

  • игрушки с прорезями типа копилок;
  • мозаики
  • игрушки со стержнями, на которые нужно надевать предметы
  • пирамидки
  • шнуровки

Если вы хотите применять для деток какие-либо препараты, обязательно консультируйтесь с врачом. Даже витамины и минералы запрещено принимать бесконтрольно.

Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector