Содержание

Раннее развитие детей

Раннее обучение и развитие ребенка

мотошкова юлия
Раннее обучение и развитие ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже како-го срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще бу-дет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрос-лых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте про-шлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творче-ские». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, хо-дить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важ-ным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее, шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой по-верхности, рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а пе-ребирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение «по первому кругу»- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет — учиться «заново», что да-ется труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и об-ливание, массажа.

Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием «После трех уже поздно», в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет — в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обще-стве, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максиму-му. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.

Мария Монтессори — итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина — доктор медицины. Изначально работала с ослабленными деть-ми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала «посильные» игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы — сам ребенок. Он самостоятельно) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребе-нок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.

Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее вы-дающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ре-бенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.

Глен Доман — американский военный врач 40-х годов. Успешно раз-вил идею Цицерона о том, что «Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов». Работал в Филадельфии, институте, позже назван-ным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он при-шел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к уси-лению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. До-ман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного — 35 см, двухлетки — 50 см, взрослого в 20 лет — 55 см, и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-их малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.

Пытаясь говорить, младенец «выдает» целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р. 1939).

Его пособия — самым известным являются «кубики Зайцева» для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе.

Изучение чтения построено на принципе «складов» — пары из со-гласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика — например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики раз-личаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звон-кими и мягкими согласными.

Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.

Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одно-временным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются лого-педы: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение — это работа глаз, а письмо — руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.

Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад — это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на под-готовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией, вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.

Таким образом, на достижение того же результата в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение — процесс творческий. Ребенок «реально» читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа «баба, иди», осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не «Оля хочет», а «я хочу»). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

Обучение математике отличается системным подходом. Это комби-нация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц «Сточет», пособия родителям «нам в сотне тес-но».

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмо-ционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального со-стояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С уче-том этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслитель-ной деятельности, речи, предметной деятельности, испытывает значитель-ные трудности в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе. Но так как мышление, как и все познавательные процессы, поддается коррек-ции, возможно использование специальных приемов и способов, способ-ствующих его развитию.

Читать еще:  Пищевые БАД

Консультация для родителей «Обучение ребенка принципам безопасности» Обучение ребенка принципам безопасности: что нужно знать родителям? Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить.

Консультация «Обучение ребенка аккуратности» Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или.

Мастер-класс для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста спортивным играм. Игра — это здоровье ребенка» Цель: Повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения спортивных игр. Задачи: Систематизировать.

Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить,.

Памятка для родителей «Раннее детство» Дети 1, 5 – 2 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Основной вид деятельности этих.

Раннее формирование культуры здоровья воспитанников Выступление на педагогическом совете На тему: «Раннее формирование культуры здоровья воспитанников» Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной.

Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?» Раннее обучение чтению – польза или вред? С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом.

Консультация «Раннее обучение детей английскому языку» Раннее обучение детей английскому языку. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Игра как обучение и развитие Игра, как обучение и развитие. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.

Что такое раннее развитие.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно.

Лена Данилова методист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее. Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие — это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие — это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе — не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Читать еще:  ПМС или беременность

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать — интересно, необходимо каждому.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Читать еще:  Предвестники родов у первородящих

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Раннее развитие ребенка: 14 самых популярных методик

Существует множество методик раннего развития, перечислить все — очень сложно, поэтому мы решли остановиться на самых популярных, из них. У нас получилось 14, рассмотрим плюсы и минусы каждой.

Методика раннего развития Масару Ибуки

Среди теорий раннего развития детей подход японского инженера и бизнесмена Масару Ибуки занял почетное место, и нет, наверное, родителя, который хотя бы раз не услышал фразу: «После трех уже поздно».

Масару Ибука человек совершенно уникальный – инженер по образованию, сооснователь ныне всемирно известной корпорации Sony, изобретатель и талантливый руководитель, кардинально сменил сферу деятельности и вместе с группой единомышленников создал систему воспитания, основанную, как он утверждает, на физиологических потребностях человеческих детенышей к знаниям.

Методика — ЗДЕСЬ.

Раннее развитие по Доману: в чем суть, преимущества, а стоит ли?

Глен Доман — американский нейрохирург, посвятивший свою жизнь помощи детям с серьезными заболеваниями центральной нервной системы и с различными травмами головного мозга. В ходе работы с маленькими пациентами ученый сделал немало удивительных открытий, главное из которых и легло в основу его знаменитой методики.

По мнению ученого, чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем лучшего результата достигните. Доман считал, что наш мозг, подобно телу, нуждается в постоянной тренировке. Причем так же, как и тело, с возрастом тренировать его все сложнее и сложнее. К моменту поступления в школу, по мнению американского нейрохирурга, мозг способен усваивать информацию в гораздо меньшем объеме, чем, скажем, когда ребенку один год от роду.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @mini_bambini.by

Методика Льва Толстого: учим буквы весело с 1 года

Учить ребенка буквам можно уже в 1 год! Правда, обучением это назвать сложно, скорее, веселой игрой!

Лев Толстой — не только талантливый писатель, но и автор уникальной методики обучения детей чтению с раннего возраста. В ее основе лежит складовое чтение. Писатель был уверен, что сначала нужно учить кроху выделять в словах звуки, потом складывать их в слоги и только потом составлять слова из слогов. Тренировать звуковое восприятие можно с помощью скороговорок, потешек.

Методика Льва Толстого — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @logoclub_talk

Пальчиковое рисование: методика Марии Гмошинской

Казалось бы, что может быть проще, чем рисование пальчиками – вот ребенок, вот специальные краски и бумага. А дальше все пойдет само собой. Но оказывается, для того чтобы этот творческий процесс происходил гладко, доставил радость малышу и его родителям, к тому же принес реальную пользу, нужно знать несколько простых правил.

Рисование пальчиковыми красками практикуют родители во всем цивилизованном мире уже не один десяток лет, а на территории бывшего СНГ теоретическую базу этого вида искусства сформулировала Мария Владимировна Гмошинская, врач-педиатр, специалист по грудному вскармливанию, доктор медицинских наук.

Методика — ЗДЕСЬ.

Монтессори-педагогика. Развиваем речь, учимся чтению и письму

Мария Монтессори разработала целую педагогическую систему, которая охватывает все стороны развития маленького человека, включая и овладение родным языком. В Монтессори-педагогике, как и в традиционных методиках обучения чтению, принято уделять много времени различению звуков речи на слух. И это правильно, ведь заучивание букв и слияние их в слоги предполагает развитый фонематический слух.

Многие материалы и пособия, предложенные Марией Монтессори, под силу изготовить самим родителям и предложить своему крохе уже с 3 лет. Важно, что все материалы для обучения должны находиться в свободном доступе для ребенка: лишь он один точно знает, когда и сколько нужно упражняться для выработки того или иного навыка. Мы собрали и предлагаем вашему вниманию самые необычные с точки зрения традиционной педагогики и эффективные приемы и развивающие пособия, которые можно изготовить самостоятельно.

Источник: instagram @kinder_smart

Кубики Зайцева: плюсы и минусы методики раннего развития

Хотите научить своего малыша читать как можно раньше? В этом поможет методика раннего обучения чтению Николая Зайцева. Ее кредо: «Что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать». В чем плюсы и минусы этого метода?

В основе методики Николая Зайцева лежит принцип чтения по слогам, где слог – это пара из согласной и гласной, из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже просто одна буква. Именно «слог», а не звук, буква, или слово целиком является основной единицей речи. Ведь все, что мы произносим – это комбинации из согласных и гласных звуков.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: kubikrubik_store @instagram

Методика раннего развития профессора Макото Шичида

Малоизвестная в нашей стране методика раннего развития малышей японского профессора Макото Шичида основанная на физиологии строения мозга ребенка и успешно используется во многих цивилизованных странах.

С ребенком нужно заниматься с первых недель его жизни в нашем мире, так считают современные психологи и педагоги. Методика японского философа и воспитателя Макото Шичида перекликается с убеждениями основателя корпорации сони и автора книги «После трех уже поздно», Масару Ибуки.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: instagram @tres_mamas_notes

Методика Никитиных, динамическая гимнастика

Только родившийся малыш адаптируется к новому миру, у него есть некий запас рефлексов, которые можно развить и использовать для гармоничного развития крохи во всех областях (интеллектуальное, творческое). Адекватные физические нагрузки укрепят иммунитет ребенка, стимулируют мышечный тонус и помогут получать больше радости от жизни.

Светские педагоги-новаторы супруги Борис и Елена Никитины разработали собственную систему воспитания детей, основной принцип которой состоял в предоставлении ребенку полной свободы выбора из предоставленных возможностей.

Методика — ЗДЕСЬ.

Как вырастить музыканта: методика раннего развития Железновых

Пианист, композитор и педагог-музыкант с многолетним стажем работы Сергей Железнов много лет готовил малышей к поступлению в музыкальные школы, при этом работал с детками 3-5 лет. Постепенно мамы стали приводить деток все младше и оказалось, что учить годовасиков по той же системе что и трехлеток невозможно, а пособий, которые помогли бы в раннем обучении не существует.

Сергей Железнов вместе со своей дочкой, тоже музыкантом Еленой, которая на тот момент была студенткой музыкально-педагогического колледжа, стали сами сочинять мелодичные и простые песенки, переделывать народные потешки, которые прекрасно воспринимали даже самые маленькие ученики. Методом проб и ошибок, при поддержке родителей-энтузиастов, постепенно формировалась методика, которая и по сей день является незаменимым пособием для музыкальных занятий в садиках и домашнего развития музыкальных способностей самых маленьких.

Методика — ЗДЕСЬ.

Источник: Instagram @honeyhousekids

Методика раннего развития Павла Тюленева: читать раньше, чем ходить

Одна из самых спорных и неоднозначных методик раннего развития малышей была разработана в 80-е годы социологом и педагогом по образованию, советским ученым Павлом Тюленевым.

Изучением детской психологии, а точнее, методов обучения малышей, Тюленев занялся под влиянием популярной в 80-90-х методики Никитиных, который, кстати, познакомившись с подходом Тюленева к развитию ребенка, вполне его одобрил.

Методика — ЗДЕСЬ.

Методика раннего развития Вячеслава Воскобовича: играем и растем

Дети любого возраста должны играть, так считает Вячеслав Вадимович Воскобович, создатель очень эффективной и при этом приятной и не напрягающей ни детей ни их родителей системы развития малышей.

Когда молодой и активный инженер-физик Вячеслав Воскобович стал отцом, его взгляды на жизнь заметно переменились. Мальчики подрастали, так хотелось радовать их игрушками, которые помогли бы им весело проводить время и вместе с тем чему то учиться. Однако детство сыновей Воскобовича пришлось на сложные 90-е, период перестройки и дефицита всего, в том числе качественных игрушек.

Методика — ЗДЕСЬ.

Как научить ребенка читать: методика Воскобовича — ЗДЕСЬ.

Источник: Instagram @princess_valery_

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан, популярная актриса родом из Бельгии выбрала для себя карьеру увлеченной мамы, любящей своих детей и желающей дать им с самого раннего возраста разные средства познания мира. Педагоги и мамы всего мира взяли ее советы за основу воспитания детей.

Свой опыт Сесиль изложила в книге „Поверь в свое дитя”. Ее основная мысль: детям необходимы постоянные внимание и интерес, которые могут подарить только их родители.

Методика — ЗДЕСЬ.

Вальдорфская педагогика: растим ребенка без стресса

Вместо пластмассовых пупсов и металлических машинок в детской уютно устроились тряпичная кукла в лоскутном платье и деревянная лошадка, а конструктор заменяют желуди и ракушки — все это особенности воспитания и развития ребенка по вальдорфской педагогике.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном детей странных или… болезненных. Известно, что начало этой методики развития и воспитания дошнкольников было положено, когда Рудольф Штайнер давал частные уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Врачи считали его безнадежным, но Штайнер разработал программу, благодаря которой ученик догнал сверстников.

Раннее развитие ребенка: увлекательные эксперименты Селестена Френе

Если о Вальдорфской педагогике и системе Марии Монтессори слышала, наверное, каждая мама, то с методикой раннего развития Селестена Френе знакомы немногие. При этом его методику раннего развития ребенка успешно практикуют в Европе! Многие детские сады и начальные школы работают по его системе раннего обучения. Чем же она так хороша?

Селестен Френе родился в 1896 году в маленьком городке на юге Франции. Начав обучение в деревенской школе, мальчик проявил незаурядные способности и решил стать учителем. В 24 года Френе разработал авторскую методику обучения и воспитания детей и открыл собственную школу, где не было зубрежки и жесткой программы, зато была, например, собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector