Пестовальная гимнастика для детей

ПЕСТОВАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Зачем нужна пестовальная гимнастика

Находясь в матке, малыш не испыты­вает никаких неудобств и дискомфортных ощущений, связанных с собственным те­лом. Согласно внутриутробному опыту ре­бенка, он, а значит и его тело, в точности соответствует форме матки и представляет собой шар или эллипс.

У только что появившеюся на свет ребенка ощущение собственного тела претерпевает значительные изменения: из «шара» он превращается во что-то другое, совсем непривычное. Эти переживания отражаются в его поведении: он куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу ус­покаивается, когда его спеленывают, при­давая привычную внутриутробную позу.

Каждое движение, вынуждающее ре­бенка выпрямлять ручки и ножки, может сопровождаться гримасой недовольства и даже плачем, особенно когда он «вскиды­вается». В этот момент ребенок буквально тонет в неожиданно огромном простран­ственном объеме.

В первые месяцы после рождения важно вызвать у малыша положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно пока доставляет ему много не­удобств. Если у младенца сохранится не­гативное впечатление о собственном теле, то в дальнейшем это может привести к психосоматическим проблемам. Поэтому ребенку необходимо помочь постепенно осознавать реальные формы своего тела, что, в свою очередь, поможет ему освоить и управление собственным телом.

Только что появившийся на свет ма­лыш не знает даже о том, что у него есть лицо. Формирование представлений о собственном теле начинается у него со рта, о существовании которого он узнает при первом прикладывании к груди. Немного позже у малыша «появятся» глаза и нос. Ко второму месяцу жизни он поймет, что у него есть руки, а к трем месяцам он начнет ими управлять. К четырем—пяти месяцам

ребенок начинает понимать, что у него есть живот, ноги и голова. Позднее всего ребенок начинает понимать, что у него есть лоб, темя и спина. Осознание этого факта относится к восьми месяцам — году. Так постепенно, на протяжении первого года жизни ребенок знакомится с частями своего тела и учится ими управлять.

Первым учителем и помощником в знакомстве новорожденного со своим соб­ственным телом является его мама. Мы уже много раз говорили о важности телес­ного контакта младенца с матерью. Мама интуитивно чувствует потребность в физи­ческом общении с ребенком, поэтому гла­дит его и целует. Однако при отсутствии опыта сложно грамотно наладить это об­щение. Чтобы организовать полноценное телесное общение мамы и грудничка, сде­лать его более эффективным и привлека­тельным, существует пестовальная гимна­стика, изобретенная в старину русскими женщинами и являющаяся сегодня куль­турным наследием России.

Особенности пестовальной гимнастики

Пестовальная гимнастика больше похожа на развлечение и баловство, чем на серьезные занятия. Тем не менее, этот комплекс включает в себя упражнения, которые с

али основой профессиональ­ного детского массажа.

Главная особенность пестовальной гимнастики заключается в том, что она строго следует возрастной скорости разви­тия моторных навыков младенца.

Модное сегодня направление ранне­го развития ребенка, ставящее целью опе­редить темпы, заданные природой, не приносит устойчивых результатов. Давно известно, что дети, которых усиленно тре­нируют, и дети, которых не тренируют во­обще, все равно начинают делать какое- либо движение в одном и том же возрасте. Поэтому не стоит раньше времени разви­вать навыки ребенка, нужно только под­держивать его начинания, стимулируя и приободряя его в упорных тренировках.

Еще одна особенность пестовальной гимнастики — речевое сопровождение каждого упражнения. Все занятия с груд­ным младенцем должны сопровождаться речью матери, короткими стишками: пес- тушками и потешками. Делая с малышом гимнастику, мама комментирует свои действия, потешая малыша, давая ему за­ряд положительных эмоций и побуждая его к общению. Таким образом, помимо физического развития ребенка, песто­вальная гимнастика направлена на его психоэмоциональное и речевое развитие.

Когда и как пестовать младенца

В помощь молодым мамам мы при­водим комплекс упражнений, который на Руси исиокон веков являлся неотъемле­мой частью ухода за грудным ребенком. В освоении пестовальной гимнастики маме должен помогать инструктор по обучению материнскому искусству, а книга подска­жет сопровождающие тексты и облегчит запоминание самих упражнений.

Приступать к занятиям пестовальной гимнастикой следует не ранее, чем младенцу исполнится 6 недель. Примерно в это время ребенок начинает проявлять интерес к окру­жающему миру, стремиться к общению и способен более осознанно воспринимать направленные на него действия матери.

Полный комплекс упражнений дела­ют один раз в день, и 3—4 раза в день дела­ют отдельные упражнения. Например, «Потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся. Опти-

Нельзя самостоя­тельно на- учитьрг ёклшпъ’ пестовдльАую гим­настику^ тя этого необходимо: обучение. Неграмотно проводимый массаж может навредить малышу, закрепив имеющиеся проблемы.

мальным является то время, когда малыш благодушно настроен. Обычно хорошее на­строение бывает у детей в первой половине дня в течение часа после пробуждения, но может быть и в вечернее время. Хорошее настроение ребенка во время гимнастики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к собственному телу, и к тому, кто с ним занимается.

Гимнастика и массаж д.гя грудного ребенка.

У новорожденного нет собственной мо­торной активности, его мышцы не го­товы активно отк.шкаться на внешние воздействия. Поэтому до шести меся­цев, пока ребенок не начнет пытаться самостояте.шю ползать, делать про- фессионашшй массаж не только бес­смысленно, но и травматично.

Тем не менее, ребенок нуждается в пол­ноценном физическая общении, которое можно обеспечить за счет хорошего хаг- динга и пестовагьной гимнастики. Осо­бенно важно освоение пестования д.гя тех мам. которые взращивают лишь первого 1ии второго ребенка. Они пока еще не имеют достаточных навыков ловкого и энергичного ношения ребенка на руках и поэтому не могут та1ько лишь за счет совершенного хагдинга обеспечить его пшноценное физическое развитие.

Если ребенок имеет проблемы со здоро­вьем и ему показан профессионагъный массаж, то маме просто необходимо обучиться пестовальной гимнастике. Лрофессионагьный массаж даст устой­чивые положительные результаты только при условии ежедневно проводи­мой пестовальной гимнастики.

Читать еще:  Положение плода продольное

за новорожденным ребенком

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело и обозначить его части. В древности эта пестушка была еще и заклинанием благополучного роста и разви­тия ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама 3—4 раза ла­сково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела. Затем она называет вслух и обозначает части тела малы­ша, фиксируя па них руки.

Это упражнение повторяют 2—4 раза.

Л в ручки — хватупюшки. Поперек — толступюшки, Л в ушки — слышунюшки, А в глазки — глядунюшки, А носику — сопушошки,

Пестовальная гимнастика для малышей

Прикоснуться к малышу, приласкать, поиграть, ласково потормошить свое чудо, спеть песенку — раньше все это называли «пестовать». Для этого издревле использовались специальные «потешки» — веселые стишки с ритмичным движением, смешным звуком или стихотворной строчкой с именем ребенка.

Тепло маминых рук

Каждая мама по-своему умеет рассказать малышу о своей любви и нежности — объятиями, добрыми словами, колыбельными песнями. Но есть и другой язык общения с младенцем — язык поглаживаний, ласковых движений, простого массажа. Эти прикосновения не похожи на комплекс специальных упражнений, скорее, они напоминают игру, потешающую ребенка. Такое телесное общение лучше сопровождать короткими стишками — пестушками и потешками.

Главное — настроение

У вас хорошее настроение, вы хотите своей радостью поделиться с малышом, передать ему свои эмоции? Начните поглаживать ручки, ножки ребенка. Если в ответ малыш радостно тянется к вам, значит, он расположен к игре — приступайте к игровому занятию. Кстати, «телесный разговор» всегда старайтесь проводить мягкими, ласковыми руками; тепло и нежность маминых рук ребенок помнит очень долго. Лучше начать с чего-нибудь душевного и бодрого:

Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопочку нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)

Развеселив малыша и, таким образом, настроив его на веселое общение, можно приступать к более активным упражнениям. Для этого не обязательно знать специальные приемы — просто поглаживайте его, очерчивая контуры тела. Предлагаю начать со всем известных «Потягушечек». Этой игрой хорошо открывать каждое новое утро — она дает заряд бодрости на весь день:

Потягушечки-порастушечки,
От носочков и до макушечки.
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!

Далее продолжайте как бы разворачивать проснувшегося малыша, разминая его тельце, ручки и ножки:

Потягушеньки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
В ножки — ходунюшки,
В ручки — хватунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!

Этой простой пестушкой задается и движение, и ритм, и настроение младенца. После «Потягушечек» настает черед поглаживаний:

Папа-еж, папа-еж,
Ты нам спинку не потрешь?(поглаживаем малыша по спинке ладонями от попки до плечиков)
Родненьким — роднышок,
Стройненьким — стройнишок,
Хорошеньким — хорошок,
А пригоженьким — пригожок! (берем за ручки и, поглаживая, как бы вытягиваем по всему телу)
И здесь все хорошо!

Чем больше вы прикасаетесь к малышу, тем отчетливее он осознает собственное тело и быстрее учится координировать свои движения. Во время веселой игры постарайтесь как бы «увидеть» всего малыша — провести руками по всем частям тела ребенка, заглянуть в каждую складочку, рассмотреть каждую родинку. Вы как бы говорите ножке, коленке, плечику, ручке: «И ты нужна, и здесь все хорошо».

Куй-куй, ковалек,
Подкуй сапожок.
На маленьку ножку
Золоту подковку (тыльной стороной ладони постукиваем по пяточкам малыша)
Густой лес — чисто поле, (показываем и трогаем волосы, лобик)
Два окна (глазки)
И две тополи (ручки),
Две подушки (щечки),
Римбабуля (полборолок),
Лепетуля (ротик),
Плюшка (носик).

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:(круговой массаж пяточки)
Мишке толстопятому, (нажимаем на большой пальчик ноги)
Заиньке усатому, (на второй пальчик)
Лисичке-сестричке, (на третий пальчик)
Воробью, (на четвертый пальчик)
Синичке! (на мизинчик)
Кому — в роток,
Кому — в зобок, (проводим по межпальцевым промежуткам)
Кому — в лапочку! (проводим по подьему ноги)

Ручки, ножки и животик

А вот еще одна старинная забава, которая очень нравится малышам и способствует развитию и укреплению мышц живота. Основной принцип ее построения — массирование животика с помощью прижимания ручек и ножек. В первые три месяца такие занятия очень важны, так как работа желудочно-кишечного тракта только налаживается, и ребенка могут беспокоить проблемы опорожнения кишечника. Во время игры, мягко и плавно мы начинаем проминать животик и помогаем малышу изавиться от назойливых «газиков». Особенно хорошо проводить упражнения после ванны, когда ребенок распаренный и расслабленный. С резкими движениями к такому малышу не подойдешь.

Почему ребенку полезны такие занятия:

  • укрепляется костно-мышечная система;
  • улучшается обмен веществ;
  • усиливается легочная вентиляция, то есть насыщение крови кислородом;
  • улучшается теплорегуляция.

Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай. (соединяем коленку с противоположным локоточком)
Это мамин холст,
Это папин холст, (теперь выпрямляем ногу и руку в противоположные стороны)
А вот этот холст — Андрюшечке!
Моему сыночку-душечке! (называете имя вашего ребенка)
Толкачики, толкачики, (попеременно прижимаем ножки к животику)
Рогачики, рогачики, (разводим коленочки в стороны)
Перевертышки, перевертышки. (прямыми ногами пытаемся коснуться лба)

И еще одна всем известная детская пестушка с упражнением. Обычно малыши ее очень любят и всегда с удовольствием выполняют.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок! (попеременно прижимаем ножки к животику)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок! (одновременно прижимаем две ножки к животику)

Игра на ладошке

Для младенца очень важны игры с участием ладошек, пальчиков, ручек. Потому что во многом именно через прикосновения ребенок познает окружающий мир и развивается интеллектуально. Для этого нужно, чтоб детская ладошка не была замкнута, зажата — надо «открыть» ее для разнообразной информации. И лучше не пользоваться одеждой с зашитыми рукавами (распашонками, кофточками), специальными «варежками» -антицарапками — ладошка должна быть открыта с рождения!

Читать еще:  Орторексия

Птичка, птичка, вот тебе водичка, (пальцем водим по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке. (ласково пощипываем ладошку)

Сорока-белобока кашу варила,
Кашу варила, деток кормила. (круговые движения по ладошке малыша)
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала,
Этому — дала. (точечный массаж нажатием на каждый пальчик)
А этому — не дала:
Он в лес не ходил,
Дрова не рубил,
Воду не носил! (легонько постукиваем по тыльной стороне ладошки)

Здесь вода холодная, (гладим ладошку)
Здесь водица теплая, (гладим ручку до локтя)
Здесь водица горячая, (гладим от локтя до плеча)
А здесь — кипяток-щекоток,
Кипяток-щекоток! (ласково щекочем под мышками)

В ямку — бух

Есть замечательные игры, развивающие в ребенке чувство предвосхищения, что чрезвычайно важно для его психического и эмоционального развития. Вспомним «Козу-дерезу»: мы еще только начинаем играть, буквально первые слова произносим, а глаза малыша уже загораются — он знает, он ждет — сейчас что-то будет! В дальнейшем у ребенка формируются (не без помощи простых, казалось бы, народных игр) важнейшие формы предчувствия — например, интуиция. И каждый раз убеждаешься: насколько незамысловаты и просты народные игры-потешки, и при этом настолько они мудры.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами. (перебираем указательным и средним пальцами по ножке малыша)
Забодаю-забодаю-забодаю! (щекочем животик малыша)

По ровному полю, (малыш сидит у нас на коленях, не поднимаем их)
Потом по песочку, (поднимаем и опускаем плавно оба колена)
По кочкам, по кочкам,
По синим лесочкам, (колени поднимаем поочередно, резко)
В ямку — бух! («роняем» малыша, раздвинув коленки)

Баран, баран — бум!
Баран, баран — бум! (приближаем свой лоб к лобику малыша, сталкиваемся лбами)
Кудели, кудели,
Пошли-загудели! (поворачиваем голову в разные стороны, малыш повторяет)

Умейте выбирать свое

Старайтесь охватить игрой всего малыша, окуните его в мир радостных, полезных движений. Можно подбирать свои игры исходя из собственного опыта, настроения и желания. Главное здесь — это радость и положительные эмоции ребенка. И как только вы заметили, что ваш грудничок отвлекается, ему стало интереснее что-то другое, надо сразу прекращать игровые занятия. Ведь хорошее настроение во время гимнастики — это гарантия того, что эти упражнения действительно приносят ему пользу и способствуют развитию.

Основные принципы организации занятий с малышом

  • Занятия не должны проводиться натощак, сразу после еды и непосредственно после ночного сна.
  • Гимнастика должна доставлять радость -с плачущим ребенком заниматься недопустимо!
  • Упражнения для различных групп мышц должны чередоваться (соблюдайте принцип «рассеянной нагрузки»).
  • Перед занятием хорошо проветрите помещение, а лучше откройте форточку или окно (в зависимости от погоды). В летнее время занимайтесь с малышом в утренние или вечерние часы — во избежание перегрева.
  • Не следует использовать одни и те же игры, так как ребенок постоянно развивается, приобретая новые навыки и движения. Поэтому старайтесь постепенно усложнять упражнения.
  • И помните, что гимнастика и массаж не всегда приносят пользу, они противопоказаны при всех острых заболеваниях. В любом случае, перед началом занятий обязательно посоветуйтесь с врачом.

Скачать файл с текстом статьи в формате .doc

Пестование — наследие предков

Пестовальная гимнастика — это комплекс упражнений, придуманный на Руси для ухода за грудным ребёнком. Упражнения подобраны в соответствии с возрастным развитием ребёнка. По мере взросления малыша некоторые упражнения прекращают делать, а другие оставляют и добавляют к ним новые. В современном мире основные упражнения из пестовальной гимнастики стали основной для профессионального детского массажа.

Зачем нужна?

В последние месяцы беременности малыш тесно окружен маткой и постоянно испытывает её давление. Матка сдерживает движения ручек и ножек малыша. Он привыкает к этому, у него складывается ощущение, что он шар или эллипс по форме матки.

Когда малыш появляется на свет, ощущение тела кардинально меняется. Его движения больше ничего не сдерживает. Малыш пугается, когда, дернув ручкой или ножкой, не находит опоры. Ребёнок успокаивается при пеленании, так как пелёнка возвращает привычное внутриматочное ощущение комфорта.

Примерно к полутора месяцам испытывает потребность познакомиться со своим телом. Мама интуитивно чувствует потребность ребёнка в физическом общении, поэтому гладит его и целует. Чтобы сделать такое общение с малышом максимально эффективным и привлекательным, и существует пестовальная гимнастика.

В первые месяцы после рождения важно вызвать у ребёнка положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно пока доставляет малышу много неудобств.

Итак, основные задачи пестовальной гимнастики состоят в следующем

  1. Помочь ребёнку осознать своё тело.
  2. Сформировать у малыша положительное отношение к своему телу.
  3. Установить телесный эмоционально-положительный контакт матери и ребёнка.

Кроме того маме с первым или вторым ребёнком не хватает ловкости, чтобы за счёт ношения малыша на руках полноценно нагружать и развивать его мышцы. Обучение пестовальной гимнастике значительно компенсирует эти пробелы. Помимо нагрузки на мышцы в комплекс включены упражнения для профилактики плоскостопия, пупочной грыжи, врождённого вывиха бедра.

Особенности пестовальной гимнастики

Главная особенность состоит в том, что она строго следует возрастной скорости развития моторных навыков развития младенца. Её цель — поддерживать, а не опережать естественное моторное развитие ребёнка.

В большинстве упражнений присутствует определённый ритм, счет. В природе всё гармонично, ритмично и закономерно. Для маленького человека особенно важна ритмичность жизни, так как это основа его здоровья. Для городской мамы поддерживать ритмичность очень сложно, так как она сильно оторвана от природы. Пестовальная гимнастика помогает ей и малышу настроиться на более гармоничный порядок бытия.

Все массажные движения в пестовальной гимнастике делаются в направлении лимфотока — снизу вверх. Вверх идёт движение с нажимом, вниз руки переносятся, слегка касаясь кожи малыша.

В упражнениях группы мышц сгибателей и разгибателей каждое сгибательное движение всегда компенсируется разгибательным.

Делая упражнения, мама сопровождает их короткими стишками: пестушками и потешками. Это очень важно, так как помимо физического развития ребёнок получает заряд положительных эмоций и стимулируется его психоэмоциональное и речевое развитие.

Читать еще:  Почему не уходят лишние килограммы

Как видите, в пестовальной гимнастике очень много нюансов, что делает невозможным полноценное освоение её с помощью книг. Необходима помощь человека, который умеет это делать. Для городской мамы таким человеком может стать инструктор по обучению материнскому искусству.

Как и когда делать пестовальную гимнастику

Полный комплекс пестовальной гимнастики занимает примерно 10 минут, и его рекомендуется делать один раз в день, и три-четыре раза в день делать отдельные упражнения, прорабатывая «проблемные места».

Оптимальным является то время, когда малыш в хорошем настроении. Обычно наиболее благодушно малыш настроен в первой половине дня, в течение часа после пробуждения.

Делая пестовальную гимнастику, мама должна стремиться смотреть ребёнку в глаза, общаться с ним. В идеале пестовальная гимнастика — это время, посвящённое только малышу, время, когда мама — только его и не отвлекается на старшего ребёнка или мужа. Время, принадлежащее только им двоим.

Пестовальная гимнастика и профессиональный массаж

У новорождённого нет собственной моторной активности, его мышцы не готовы активно откликаться на внешние воздействия. Поэтому до шести месяцев, пока ребёнок не начнёт пытаться самостоятельно ползать, эффект от профессионального массажа неустойчивый. Кроме того, ранний профессиональный массаж может быть травматичным для ребёнка.

Пестовальную гимнастику делает родной человек, поэтому она не вызывает стресса и не травмирует ребёнка. Её возможно начать уже с 1,5 месяцев. Мама может делать упражнения в наиболее удобное для неё и ребёнка время, а не по расписанию массажиста.

Профессиональный массаж бывает необходим довольно редко — лишь при наличии проблем, и бывает эффективен лишь после шести месяцев. В этом случае пестовальная гимнастика закрепляет положительный эффект от массажа.

Алёна Кострицкая, инструктор по материнскому искусству,
консультант по грудному вскармливанию Центра «Мамин Дом».

Статья написана для журнала «Мамин Дом», № 2

Пестовальная гимнастика для детей

Пестовальная гимнастика для детей

Вы хотите, чтобы ваш малыш был здоровым, активным и бодрым? Вы планируете принимать самую непосредственную роль в обучении крохи гимнастике? Вы считаете, что ваш материнский инстинкт подскажет, какие именно упражнения, сколько и в каком порядке выполнять?

Вы абсолютно правы. Пестовальную гимнастику придумали еще наши бабушки и очень даже возможно, что вы сами интуитивно проделываете все нижеописанные движения, сопровождая их специальными пестушками, осевшими в вашей памяти когда-то давно и совершенно незаметно. Утром после сна, при переодевании малыша, перед кормлениями уделите крохе несколько минут – займитесь пестовальной гимнастикой. Противопоказаний к её выполнению нет, существует лишь одно условие – не опережайте события, выполняйте новые действия лишь тогда, когда ребенок потенциально к ним готов. Например, ладушки не делайте раньше, чем малыш сможет расправить кулачки и хлопать в ладошки. Сопровождайте все свои действия ласковыми пестушками и ваш ребеночек наверняка оценит такую зарядку по достоинству.

1. До достижения крохой возраста одного месяца выполняйте с ним так называемые промеры. Они помогут снять мышечные зажимы и поспособствуют формированию симметричных движений. Захватив предплечье правой ручки и голень левой ножки, соедините локоток и колено. Смените сторону и проделайте то же самое.

2. Захватите руками обе ножки и коснитесь пальчиками лба ребеночка. Это упражнение имеет еще и профилактический эффект – не даст возможности газикам заполнить кишечник малыша.

3. Большим пальцем выпрямленной правой ножки коснитесь левого виска и наоборот. После месяца занятий с промеров вы можете начинать каждый комплекс упражнений, а также вставлять их между остальными движениями.

4. Начиная с месячного возраста, добавляйте упражнения для ножек. Захватите голень ребенка одной рукой, большим пальцем другой руки на стопе рисуйте – семерки и восьмерки. Такие нехитрые действия укрепят свод стопы, не позволят развиться косолапости и плоскостопию.

Рисуя восьмерки, повторяйте:

Где пальчики? Где пяточки?

Погулять пошли, ежа нашли.

Ежик колко колол, развернуться велел

5. Постукивайте по пяточке ребенка согнутым указательным пальцем. Приговаривайте:

Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок.

Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.

6. Перебирайте пальчики малыша на ножках, отодвигая их по очереди от соседей.

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

7. Одну ножку малыша вытяните и придерживайте. Выполняйте круговые движения в тазобедренном суставе другой ножкой, согнутой в колене. Старайтесь достать коленом до плоскости, на которой лежит ребеночек. Повторите несколько раз для правой и левой ножек.

8. Аналогично предыдущему упражнению, разводите круговыми движениями обе ножки малыша одновременно. Таким способом вы способствуете верному формированию тазобедренного сустава, укрепляете мышцы вокруг него.

9. Массируйте животик малыша по ходу часовой стрелки, препятствуя образованию колик:

Чей животик? Масин. Съел пюре и кашу.

Лошадка бежала, тележку возила, масе говорила:

Хватит баловаться, поехали кататься!

10. Возьмите ребеночка за талию, сводите руки, образуя складочку, в которую попадет пупочек. Это профилактика пупочной грыжи.

11. Разведите ручки малыша в стороны, затем скрестите их, повторите несколько раз, комментируя:

Всем-всем по саженьке,

А Ванечке — больше всех.

Просмотреть все изображения

12. Помогите малышу перевернуться на животик. Поворачиваясь через левый бочок, направляйте согнутые правую ручку и правую ножку влево, не забывайте повторить:

Потянись дружок, повернись на бочок,

На животик повернись, нежно маме улыбнись.

13. Доставьте удовольствие спинке малыша: пройдитесь по его позвоночнику пальчиками, приговаривая:

Я по спинке пройду, хворобушку отведу,

Расти ладненькая да здоровенькая.

14. Теперь используйте две руки: по обе стороны от позвоночного столба «топайте» своими указательными и средними пальцами – от копчика по направлению к шее.

15. Соберите кожу в складочку возле крестца. Двигайтесь вверх, перекатывая складку между своими пальцами. Таким образом, вы укрепите мышцы спины, поспособствуете приливу крови к позвоночнику, простимулируете его развитие.

16. Массируйте ягодички малыша круговыми движениями: по направлению к центру (для мальчиков) или от центра (для девочек).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector