Первые недели жизни новорожденного

Первые дни жизни новорожденного: 20 советов от педиатра

Такие, казалось бы, простые вещи, как смена подгузника, подмывание или купание вызывают у неопытных родителей новорожденного массу вопросов. Ответить на них поможет специалист.

2 апреля 2018 · Фото: GettyImages

Чтобы крохе было комфортно в квартире:

  1. Температура в помещении должна быть 20–24 °С, влажность – 50–70%.
  2. 4–5 раз в день устраивайте 10–15-минутное проветривание детской комнаты. Кроху на это время из комнаты надо выносить. После проветривания температура должна опуститься на 2–3 °С.
  3. В комнате, где находится кроха, не должно быть паласов и ковров. Книги лучше поставить в шкафы с закрывающимися дверками, чтобы на них не оседала пыль.
  4. Не ставьте кроватку возле розеток и электрических приборов, в том числе рядом с телевизором.
  5. На стене над кроваткой не должно ничего висеть: уберите картины и украшения.
  6. Позаботьтесь о ярком освещении комнаты: во время бодрствования ребенок должен хорошо видеть окружающие его предметы.

Гигиенические процедуры:

7. Так как носовые ходы у новорожденных очень узкие, очищая носик от корочек, нельзя использовать ватные палочки. Закапайте в носик малышу специальные капли с морской водой или смочите скрученный ватный жгутик детским маслом. Аккуратно введите его в носовой ход на глубину около 1 см и прокрутите.

8. Для каждого носового хода используйте отдельный ватный жгутик.

9. Чтобы промыть глазки, приготовьте теплую кипяченую воду и ватные диски. Для каждого глаза используйте отдельный диск. Смоченным в кипяченой воде диском протрите глазки малыша в направлении от внешнего уголка к внутреннему. После этого промокните личико мягким полотенцем.

10. Чтобы очистить уши от ушной серы, смочите ватный шарик в кипяченой воде и протрите ушную раковину: все завитки и область входа в слуховой проход. Протрите складки за ушами. Если кожа за ушами слишком сухая, можно смазать ее детским кремом. Нельзя использовать для очищения ушей ватные палочки: они могут травмировать слуховой проход крохи. После того как очистили уши, можно промокнуть лицо ребенка мягкой хлопковой салфеткой.

Густые выделения, покраснения, неприятный запах – повод для срочного обращения к педиатру.

11. После каждого акта дефекации и при смене подгузника кроху подмывают. Делать это надо под проточной водой в раковине, ванне или над тазиком. Подмывают детей в направлении от лобка к попе. Если нет возможности подмыть под проточной водой, воспользуйтесь специальными детскими влажными салфетками.

12. Первые 2–3 месяца менять подгузник следует каждые 2–3 часа, затем – по мере наполнения, то есть каждые 3–5 часов. Расстегните комбинезон или боди и отверните за спину малыша. Снимите подгузник, сверните его и скрепите боковыми липучками так, чтобы грязная часть была внутри. После дефекации вымойте попу крохи и задний проход с детским мылом или протрите их влажной салфеткой. Аккуратно промокните мягким полотенцем. Тонким слоем нанесите крем под подгузник и дождитесь, когда он полностью впитается. Раскройте подгузник, слегка его растяните и расправьте. Положите кроху на спинку, приподнимите малыша за ножки и подложите чистый подгузник под попу. Если нет выемки для пупка, чтобы верхний край подгузника не натирал пупочную ранку, отогните его на себя. С двух сторон при помощи липучек закрепите подгузник на малыше.

13. Пока пупочная ранка не заживет, ее следует обрабатывать дважды в день и после купания. Перед тем как обработать пупок новорожденного, вымойте руки с мылом. Наберите в пипетку немного перекиси водорода. Края пупка аккуратно раздвиньте большим и указательным пальцами и капните 2–3 капли перекиси из пипетки. Выделения вспенятся. Очень деликатно, действуя от центра к краям, ватной палочкой соберите то, что вспенилось (каждый раз используется новая палочка). Оставшиеся после очистки корочки отделять не надо, это может вызвать кровотечение. Дайте пупку немного просохнуть, можно промокнуть его стерильной салфеткой (бинтом). Затем смажьте пупочную ранку хлорофиллиптом или раствором бриллиантового зеленого (зеленкой).

14. Стричь ноготки у новорожденного удобнее, когда он спит. На руках эту манипуляцию проделывают каждые 4–6 дней, на ногах – раз в 7–9 дней, причем только специальными детскими ножницами с закругленными краями. На руках ноготки обрезают полукругом, повторяя форму пальца, на ногах делают ровную линию. Подстриженные ноготки должны на 1–2 мм выступать над пальчиками.

15. Купать малыша с мылом или другим моющим средством рекомендуется не чаще 1–2 раз в неделю. Температура воды в ванне должна быть 36–37 °С.

16. Опуская малыша в ванну, одну руку поместите под попку, другую – под голову. Сначала опустите в ванну ножки и попку, потом – тело. Одной рукой крепко поддерживайте малыша так, чтобы его голова была над водой, а другой – аккуратно мойте его. В конце купания можно ополоснуть малыша, полив на него воду из ковшика. После мытья кожу и все складочки осторожно промокните мягким полотенцем, не вытирая. Сухую кожу можно смазать детским молочком.

Занимаемся с малышом

17. Ребенок с момента рождения ориентируется на запах и прикосновения. Через ласковые прикосновения мама передает крохе свою любовь. Благодаря этому малыш чувствует, что о нем заботятся и он не одинок. Это дает ему уверенность и чувство защищенности. Прикосновения, поглаживания, легкий массаж положительно воздействуют на нервную систему грудничка и помогают ей развиваться. Находясь на руках у мамы, чувствуя ее теплые ладони и запах, малыш испытывает удовольствие. Так начинают формироваться эмоции.

18. Когда малышу исполнится месяц и он научится рассматривать интересные предметы, подвесьте на расстоянии 30 см над кроваткой музыкальный мобиль и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился. Постепенно кроха научится задерживать на нем взгляд и будет прислушиваться к звукам, которые издает мобиль. Такие упражнения помогают развивать зрение, внимание и слух.

Читать еще:  Посев на флору

19. С первых дней называйте малыша по имени. Чтобы ребенок прислушивался к вашей речи, говорить с ним надо ласковым голосом, спокойно. Меняйте интонацию в зависимости от того, что вы говорите. Не растягивайте слова, произносите их отчетливо. Привыкнув с первых дней к общению, малыш в будущем будет легко идти на контакт.

20. Старайтесь чаще подходить к крохе. Когда меняете подгузники или кормите, проговаривайте, что вы делаете: «Ты плачешь, потому что голоден. Сейчас я тебя покормлю, тебе будет не из-за чего переживать». Благодаря этому, повзрослев, малыш научится словами выражать свои чувства и эмоции.

Первые недели жизни новорожденного

Реакции здорового ребенка

Новорожденный переживает шок, связанный с рождением и первым столкновением с внешним миром, теряет непосредственную физическую связь с матерью в момент перерезания пуповины ( которая окончательно отпадает через несколько дней ).

Приспособление к новым условиям требует возникновения и усовершенствования многих механизмов, управляющих правильным дыханием, кровообращением, пищеварением, поддерживанием постоянной температуры тела, увеличения массы, выделением продуктов жизнедеятельности.

7. Знание характерных особенностей воспитания ребенка и ухода за ним в первые недели жизни уменьшает чувство страха и бессилия перед новым незнакомым существом.

Собственная оценка реакций и потребностей новорожденного помогает справляться с обязанностями, которые взваливают на себя родители с первых дней жизни маленького человека.

8. Здоровый новорожденный ребенок спит, плотно сомкнув веки, большую часть дня.

Это неглубокий, поверхностный сон, во время которого ребенок совершает резкие нескоординированные движения конечностями, неосознанные мимические движения (гримасничает), иногда напоминающие улыбку, напрягает мышцы спины.

Открывает веки, совершает бессознательные, бесцельные движения глазками. Дети рождаются с согнутыми ручками и ножками, а затем долго учатся их разгибать самостоятельно. Поэтому не рекомендуется пеленать малыша с вытянутыми ручками и ножками, так как эта поза для него противоестественна.

9. Кожа здорового малыша сразу после рождения розовеет, у него недостаточно развиты потовые железы, поэтому кожа немного суховата и при плохом уходе могут образоваться опрелости.

На 2-3-й день после рождения у ребенка может пожелтеть кожа. Это обусловлено функциональной незрелостью печени. Такая желтуха называется физиологической и, как правило. Исчезает бесследно через 1-2 недели.

10. В короткие периоды бодрствования, которые постепенно становятся все продолжительнее, здоровый ребенок энергично двигает ручками и ножками, временами громко кричит с гримасами плача на лице, но без слез, так как слезные железы еще «не дозрели».

На неприятные раздражители новорожденный реагирует криком, общим возбуждением, напряжением тела, движением рук и ног. Подобные реакции наблюдаются при болезненном вздутии живота (газовых коликах).

11. Способность регулировать температуру (поддерживать температуру тела) у новорожденного также еще не развита.

Он легко переохлаждается (кожа становится прохладной на ощупь) и перегревается, при этом наблюдаются беспокойство, обезвоживание и повышение температуры тела. В нормальном состоянии ладони и стопы ребенка должны быть прохладными, и не нужно их согревать, увеличивая температуру в комнате или тепло укутывая малыша.

Правильно вскармливаемый и не перегревающийся ребенок в первые дни теряет только 5-10% от массы тела при рождении и полностью восстанавливает ее между 7-10-м днем жизни. Физиологическое уменьшение массы тела наступает в результате потери жидкости с мочой и калом, а также при испарении через кожу и при дыхании.

В то же время количество поступающей жидкости не восполняет потерь (высосанного молока для этого недостаточно), а это приводит к уменьшению жировых запасов в тканях, что представляет собой нормальное явление.

12. Новорожденный выделяет кал несколько раз в сутки, а мочу – до нескольких десятков раз.

Первые порции мочи у доношенного ребенка, покормленного в первые сутки жизни, выделяются в течение 24 часов после рождения. Отсутствие мочи в первые сутки может быть признаком болезней мочеполовой системы.

Первородный кал (меконий) – темный и липкий, на 3-4-е сутки кал становится зеленоватым и более жидким, стул более частым – до 10 раз в сутки. На второй неделе жизни число опорожнений кишечника уменьшается до 3-5 в сутки, а выделяемый кал уже желтый и кашицеобразный.

Безусловные рефлексы – врожденная, непосредственная реакция на раздражитель, протекающая без участия коры головного мозга. Для новорожденных характерны:

  • сосательный рефлекс;
  • рефлекс ползания (в положении на животе, если к подошвам приставить ладонь, ребенок будет отталкиваться от нее обеими ножками);
  • защитный (обнимающее движение руками при резкой перемене положения тела или резком шуме);
  • хватательный рефлекс (безотчетное сжимание пальцев вокруг предмета, касающегося ладони);
  • «подошвенный» (при легком надавливании на подошву у корня пальцев пальцы рефлекторно сгибаются, а если провести пальцем вдоль наружного края стопы – разгибаются).

14. Отсутствие характерных рефлексов или их сохранение после 3-4 месяцев жизни – явление, свидетельствующее о нарушении развития нервной системы.

Среди безусловных рефлексов, сохраняющихся в течение многих месяцев, важное значение имеет сосательный рефлекс, который делает возможным кормление уже при первом прикладывании к груди сразу после рождения, в первые часы жизни, при каждом раздражении губ.

15. Органы чувств довольно хорошо развиты у новорожденного.

Он ощущает воздействие тепла и просто прикосновение к коже или слизистым оболочкам, реагирует на вкусовые, обонятельные и некоторые зрительные раздражители.

16. После рождения ребенок уже видит очертания предметов, находящихся на расстоянии 25-30 см от его глаз.

В первые дни жизни яркий свет вызывает сужение зрачков, сжимание век и сильное откидывание головы, на второй неделе жизни взгляд ребенка задерживается непродолжительное время на цветных предметах, особенно предметах овальной формы с красными и блестящими пятнами.

Исследователи считаю, что овал ребенок принимает за человеческое лицо. Он следит за движением такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, моргает. К концу периода новорожденности ребенок может фиксировать взгляд на блестящих предметах. Предполагают, что он начинает узнавать маму в возрасте 3 месяцев.

17. Доказано, что ребенок начинает слышать задолго до рождения.

К концу первого месяца появляется реакция на человеческий голос, ребенок узнает голос мамы и отца, отличает разговорную речь от других звуков, ему нравится тиканье часов: видимо, оно напоминает ритмичные звуки, которые ребенок слышал в материнской утробе.

Читать еще:  Прижигание эрозии шейки матки

Снижение или отсутствие слуха у малыша проверяют по его реакции на громкий звук. Если хлопнуть возле уха (с каждой стороны в отдельности), слышащий ребенок должен моргнуть в ответ.

18. Уже с первых дней жизни в процессе ухода за ребенком проявляются его индивидуальные особенности.

Реакция детей на неприятные раздражители, такие как голод, горький или кислый вкус, мокрые пеленки, холод или перегревание, может быть различной. Неодинаковым бывает и аппетит. Новорожденные по-разному, но, как правило, быстро и легко успокаиваются, если раздражители приятны, например теплая ванна, сладкое питание, прикладывание к груди.

Ребенку нужно помочь пойти трудный период новорожденности, удовлетворяя все его потребности: регулярно кормить, поддерживать оптимальную температуру окружающей среды, регулярно проветривать помещение, создавать спокойную доброжелательную атмосферу в доме. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, особенно во время кормления, ее ласковый голос и нежные прикосновения при пеленании.

19. К концу первого месяца жизни у ребенка вырабатываются простейшие механизмы осуществления основных жизненных функций, в том числе и прироста массы тела.

Наступает следующий период – грудной возраст. Считается, что окончанием периода новорожденности является момент, когда ребенок сделал первое осознанное движение, требующее участия коры головного мозга.

Обычно это сосательное движение, которое делает малыш, когда его укладывают в позу для кормления, не раздражая при этом губ. Такое явление можно наблюдать уже на 3-й неделе жизни у детей, вскармливаемых грудью. Ребенок чмокает губами, когда мама кладет его на руки, прижимает к себе, собираясь кормить.

С актом сосания в этом случае соединились и другие раздражители – положение тела, тепло и запах матери. Это первое проявление участия коры головного мозга в процессах нервной деятельности. С этого момента числа таких проявлений быстро возрастает, обеспечивая психическое развитие ребенка и познание им мира.

20. Первый месяц жизни важен не только для самого ребенка, но и для его родителей.

За это время они должны овладеть трудными приемами удовлетворения всех потребностей новорожденного, обеспечивающих развитие, не нарушая при этом покоя и равновесия в доме.

Развитие ребенка в 1 неделю жизни

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, так как нервная система детей еще легко перегружается и ей нужно много времени на адаптацию к новым для себя условиям. Обычно при неосложненных родах и нормальном здоровье крохи на 4-5 сутки маму с малышом выписывают домой. В первую неделю после родов родители постепенно обучаются уходу за ребенком. Никаких особых сложностей в этом процессе нет – ребенку нужна полноценная гигиена с регулярными подмываниями и сменой подгузников, ежедневные купания, утренние гигиенические процедуры, обработка пупочной ранки. В основном малыш только кушает и спит, набираясь сил и адаптируясь к новой жизни.
Внешне малыш первой недели жизни может выглядеть не так, как вы видели на картинках в журналах или интернет. Его личико красное, слегка опухшее, с пятнышками. На головке может быть родовой отек в том месте, каким кроха рождался. На бровях волосистой части головы могут формироваться небольшие корочки, тело шелушится. Головка в первые дни может иметь вытянутую форму, постепенно она округляется.

В этом возрасте дети еще плохо удерживают температуру тела, поэтому им требуется согревание, пеленание или удобная и достаточно теплая одежда. Комфортнее всего кроха чувствует себя у груди и на руках матери, от тепла ее тела. Малыш может на руках хорошо засыпать, длительно спать, а при попытках переложить его в кроватку, просыпаться.

Что умеет ребенок в 1 неделю

Новорожденный ребенок обладает набором врожденных рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новым для себя условиям. Первую неделю жизни не стоит ожидать от него особых успехов в развитии, кроха проходит адаптацию к новой среде, он большей частью спит, хотя может и плакать, кричать, сообщая о своем дискомфорте. Самыми основными для него сейчас будут питание и сон. Основными рефлексами навороженного будут сосательный и глотательный, защитные, хватательный и ладонно-ротовой. Постепенно он будет развивать новые умения.

Ребенку 1 неделя: сколько он должен кушать

В возрасте недели дети обычно питаются грудным молоком, при этом они должны вскармливаться по требованию. Это значит, что они прикладываются к груди при первых признаках беспокойства или при пробуждении. В этот период они могут кушать до 15-20 раз в сутки, в том числе по ночам, соблюдать режим кормлений и ограничивать прикладывания нельзя, малыш сам подберет для себя удобный режим кормления. Объем желудка еще очень мал, а сил для развития и роста нужно много, поэтому дети будут кушать очень часто. Если кормить грудью возможности не имеется, тогда объем питания рассчитывается педиатром, исходя из веса малыша и дня жизни. В среднем, объем кормления в этом возрасте составляет количество дней крохи умноженное на 10 мл. за сутки малыша нужно кормить примерно 10-12 раз, в том числе и по ночам. Постепенно количество кормлений будет сокращаться.

Сколько спит ребенок 1 неделя

В первую неделю жизни ребенок большую часть времени проводит о сне, пробуждаясь для кормлений и основных процедур. В среднем, на сон отводится до 20-22 часов в сутки, малыш даже сосать грудь может в полусне. Если вашему ребенку 1 неделя, и он плохо спит, попробуйте обеспечить ему совместный сон с матерью, что позволит ему неограниченно прикладываться к груди и спать спокойнее. Дети этого возраста наиболее комфортно спят на руках, так как ощущают близость мамы. Если есть необходимость укладывать их в кроватке, нужно запеленать малыша или положить на животик. Так ребенок будет спать длительнее и спокойнее.

Ребенку 1 неделя: все время плачет. Почему?

Часто бывает так, что дети первой недели жизни ведут себя беспокойно и часто плачут. Это может быть как процесс адаптации к новой среде, так и сигналы о том, что ребенок испытывает дискомфорт, боли или проблемы в здоровье. Если кроха не успокаивается на руках родителей, плач монотонный или он переходит на крики, стоит показать его врачу. Обычно дети плачут в кроватке, так как они испытывают страх разлуки с матерью и предпочитают постоянное пребывание ее рядом.

Читать еще:  Разгрузочные дни при беременности

Ребенку 1 неделя: болит животик

Буквально с рождения кишечник ребенка заселяется микробной флорой, что далеко не всегда происходит спокойно. И иногда это может приводить к болям в животике, вздутию и выделению газов. Обычно дети реагируют так на смены погоды, на изменения в питании мамы. Поэтому, в первую неделю нужно особое внимание уделять диете кормящей мамы, отказываясь от потенциально раздражающих продуктов. Также важно следить за правильным прикладыванием и насыщением крохи. Если возникают боли в животике, поможет теплая пеленка на животик, массаж по часовой стрелке, выкладывание на живот или газоотводная трубочка. Если малыш часто беспокоится от боли в животике, стоит проконсультироваться у врача. Возможно, специалист порекомендует вам средство от колик.

1 неделя: безусловные рефлексы

Новорожденным считается ребенок в первый месяц жизни. Это один из самых сложных этапов для каждого.

Новорожденным ребенок считается в первые 28 дней своей жизни. Именно в этот период проходит основной этап его адаптации к жизни вне мамы.

После уюта последних девяти месяцев внутриутробной жизни младенец привыкает к свободному пространству, огромному миру вокруг себя. И именно мама познакомит его с этим миром.

Физиология

Первая неделя жизни младенца богата сюрпризами со стороны кожи. На 2-4 сутки после рождения может появиться физиологическая желтуха новорожденных. Это повышение в крови непрямого билирубина. Физиологическая желтуха – транзиторное самопроходящее (не требующее лечения) состояние, которому подвержены порядка 50% доношенных новорожденных и 80% недоношенных.

Кроме этого, в первую неделю может появляться и исчезать токсическая эритема новорожденных и появляться младенческие акне. Часто это служит причиной беспокойства у мам и, как следствие, строгой диеты, которая не лечит ни одно из этих состояний. Первый месяц, а особенно – первая неделя – это время адаптации младенца к новой пище. Если внутриутробно ребенок питался через пуповину матери, то после рождения он резко переходит на лактотрофное питание (питание грудным молоком).

Терморегуляция ребенка еще не совершенна, поэтому он легко перегревается и переохлаждается. Он еще не потеет (пот является защитным механизмом от перегревания), именно поэтому малышей до года ни в коем случае нельзя брать в баню. Это может быть опасно для них. Об этом также нужно помнить, собираясь на прогулки.

Первая неделя жизни ребенка – это период установления лактации. Мама и малыш привыкают друг к другу, организм мамы адаптируется к потребностям младенца в объемах питания. Поэтому частые контакт с ребенком и частые прикладывания к груди по требованию – залог успешного и продолжительного грудного вскармливания.

Рефлексы новорожденного ребенка

Осмотр ребенка должен проводиться в теплом помещении, теплыми руками медперсонала. Он должен быть сыт, не хотеть спать. Стандартная ситуация: сонного малыша занесли в кабинет врача, быстро раздели, ребенок закричал. В кабинете холодно и руки у врача холодные, как следствие, ребенок на осмотр реагирует крайне негативно. Именно некомфортные условия проведения осмотра младенца являются причиной выставления несуществующих диагнозов и назначения необоснованного лечения.

Что может ребенок

Умений у малыша еще мало. Он хаотично двигает ножками и ручками. Он не привык еще к такому большому окружающему миру после стесненных условий внутриутробного развития. Он начинает прислушиваться к звуку вашего голоса.

Еда и сон – вот две самые важные вещи в жизни малыша в эту неделю. В первую неделю жизни ребенок теряет примерно 10% от своего веса при рождении. Это нормально, он быстро восстановит потерянные граммы.

Грудное молоко – лучшее, что вы сможете дать своему ребенку. В первую неделю жизни младенец может просить есть часто (даже каждый час), именно поэтому на сегодняшний день основная рекомендация ведущих педиатров мира – кормление грудным молоком по требованию ребенка.

Если грудное вскармливание ввиду каких-либо обстоятельств невозможно, то подбором смеси должен заниматься врач. Педиатр порекомендует ее, основываясь на данных анамнеза и осмотра.

Срыгивания у детей первых месяцев жизни, да и в принципе до 1 года – вещь не редкая. А вот если объем молока, которое вышло при срыгивании, действительно большой (примерно объем одного кормления), то обязательно и незамедлительно обратитесь к врачу. Это может быть грозным признаком пилоростеноза, что требует оперативного вмешательства.

Нормальный объем срыгивания у ребенка в первую неделю – порядка 1 столовой ложки. Для того чтобы понять, сколько это, налейте столовую ложку воды и вылейте ее на пеленку – теперь вы понимаете, какое пятно образует столовая ложка жидкости.

В первую неделю жизни малыш в основном спит, просыпаясь на короткие промежутки для кормления и смены подгузника. Новорожденный бодрствует всего порядка 15-20% всего времени. То есть продолжительность сна может достигать 19 часов в сутки. Старайтесь использовать минуты бодрствования для общения с малышом, объятий и более частого тактильного контакта. Ребенок еще не может высказать вам того, что его беспокоит, но он способен плакать, чтобы показать вам это.

Вкус и обоняние

Удивительно, но у новорожденных больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых. Пятидневные малыши уже умеют различать сладкое и горькое, а вот соленое они распробуют ближе к 5 месяцам.

Плод способен чувствовать разные вкусы, исключая соленый, уже начиная с четырех-пяти месяцев беременности. В околоплодные воды попадают химические вещества, определяющие вкус того, что ест будущая мама, поэтому пищевые предпочтения ребенка начинают формироваться еще до рождения.

Кроме того, с самого рождения малыши чувствуют запахи. Обратите внимание, как ребенок отворачивается, когда чувствует неприятные запахи (например, грязная пеленка) и, напротив, поворачивает голову в сторону ватного тампона, пропитанного маминым молоком.

Кризис новорожденности

Мама помогает малышу адаптироваться в этом мире. Это – ее голос, с которым он знаком с самого начала своей жизни, ее запах, с которым он познакомился сразу после рождения, ее тепло.

Именно мама является проводником в этот мир. Старайтесь как можно чаще брать младенца на руки. Контакт кожа к коже обеспечит малышу тепло и спокойствие, а маме нормализует лактацию. Кроме этого, частый контакт с ребенком наладит связь мамы и малыша.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector