Головной мозг ребенка

Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга

Головной мозг: строение, физиология, нарушения, заболевания

Что такое головной мозг, encephalon, его значение?

Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

Строение головного мозга

Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.

Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм. В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

Физиология, работа головного мозга

Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека. Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов. В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.

Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций. С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов. В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр – периферия – среда – периферия – центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.

Читать еще:  Беременным нельзя поднимать руки вверх

Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами.

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Лечение головного мозга в Саратове, в России

Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.

7 полезных фактов о развитии головного мозга ребенка

Первый год жизни ребенка — это период адаптации к новым условиям существования, период интенсивного развития всех органов и систем. Особенно важные и стремительные изменения в это время происходят в головном мозге. Высшие психические функции, которые в более позднем возрасте станут основой для учебной деятельности и взаимодействия с другими людьми, начинают формироваться именно сейчас.

  1. Психические функции не даны никому из нас изначально – они развиваются, начиная с внутриутробного периода.

Мозговая ткань начинает формироваться у эмбриона уже в первые недели внутриутробного развития. Усложняясь и модифицируясь, к моменту родов она обеспечивает малышу выживание в новых условиях существования.

Когда ребенок появляется на свет, маршрут развития психических функций сформирован на 75%.

  1. После рождения изменения в мозге происходят с невероятной скоростью!

При рождении мозг малыша весит в среднем 350-370 грамм, что составляет 25% веса мозга взрослого человека. Нервные клетки существуют по большей части независимо друг от друга, однако часть из них уже работает слаженно. Эти структуры обеспечивают жизненно важные функции и необходимые приспособительные рефлексы: сосание, глотание, рвотный рефлекс, мигание и так далее.

У 6-месячного ребенка вес мозга составляет уже 50% от веса мозга взрослого. Он растет за счет увеличения самих нервных клеток, а также благодаря формированию новых связей между ними. Эти связи возникают в ответ на активное взаимодействие малыша с окружающей средой.

Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом смысле самыми ценными?

  1. У каждой психической функции есть своя биологически заданная программа развития.

У всех детей имеется мощное внутреннее побуждение к развитию. Нам не приходится заставлять их ползать, или стоять, или карабкаться – сама природа направляет их действия.

Созревание центральной нервной системы протекает в соответствии с четкой программой, контролируемой генетически и продолжающейся после рождения. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но все идут в основном по одному и тому же пути.

К примеру, программа двигательного развития младенца от рождения до года предполагает следующие этапы:

— рождение ребенка (самостоятельное прохождение родовых путей);

— малыш лежит на спине;

— лежа на животе, поднимает голову и охватывает глазами пространство;

— начинает самостоятельно поворачиваться на один бок, на другой, на живот;

— поднимает руки, упирается;

— ползает на четвереньках;

— встает: сначала с помощью рук, потом без них;

— начинает ходить у опоры, а затем и без нее.

  1. Первые умения ребенка становятся основой для развития более сложных функций.

Программы становления разных психических функций тесно взаимосвязаны. Успехи в освоении одной области вызывают изменения в другой, благодаря чему становится возможным всестороннее гармоничное развитие ребенка.

В частности, осваивая перечисленные выше двигательные навыки, малыш совершенствует зрительное восприятие, тактильную чувствительность, ориентацию в пространстве, манипуляцию с предметами. Благодаря своим успехам он испытывает все более разнообразные эмоции и активнее вступает в коммуникацию с близкими.

  1. Пропуск одного или нескольких этапов развития имеет свои последствия.

Если ребенок не осваивает тот или иной навык, «прописанный» в биологической программе физического развития, он пропускает и важный этап развития мозга.

К сожалению, часто бывает так: малыш активно развивается, обладает здоровой любознательной активностью, и его родителям хочется подкрепить такое стремление поскорее познать мир. Как только он садится (или даже до этого), ему покупают первую обувь, ходунки и, таким образом, стараются побыстрее «поставить его на ноги». В итоге ребенок теряет интерес к ползанию и закономерно пропускает этот этап.

Между тем, именно на этапе ползания закладываются навыки ориентации в пространстве и развиваются межполушарные связи. В более отдаленной перспективе это позволяет ребенку успешно освоить грамматику родного языка, чтение и письмо.

  1. Эмоциональное общение с малышом – залог успешного развития речи.

Речь начинает свое развитие уже в период новорожденности. Первая выраженная звуковая реакция – крик – по сути является посланием для мамы и содержит информацию о потребностях ребенка. Уже на первой неделе жизни негромкая речь матери, обращенная к младенцу, помогает ему успокоиться, а к 2 месяцам приводит к попыткам произнесения первых подражательных звуков. Появляется комплекс оживления, включающий в себя улыбку, гуление, определенные движения, направленные на интересующий ребенка объект. Чаще всего таким объектом становятся мама и другие значимые взрослые.

Расцвет гуления приходится на 4—6 месяц и плавно переходит в лепет, который состоит из самых разных звуков – возможно, всех наречий мира. Во втором полугодии жизни, в процессе эмоционального общения со взрослым, лепет младенца начинает приобретать специфические черты родного языка. Малыш постепенно начинает понимать речь взрослых.

Демонстрация и называние ребенку предметов и действий, которые можно с ними осуществлять, формирует в его мозге новые нейронные связи. К концу первого года жизни некоторые дети, показывая предмет, уже пытаются его называть. К 12 месяцам активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.

  1. Мозг растет и усложняется только в процессе использования.
Читать еще:  Выделения у женщин

Если беременность и роды прошли благополучно, младенец здоров, а его родители рядом, для успешного развития его мозга нужно не так уж много: позволить ему пользоваться своими возможностями. А именно – обеспечить ребенку возможность двигаться (разумеется, в относительно безопасной обстановке и в окружении любящих людей).

Американский врач-физиотерапевт, автор множества методик реабилитации для детей с поражениями нервной системы, Гленн Доман рекомендует родителям как можно чаще класть своих малышей на пол, не ограничивая их движения. В этом случае они быстрее развиваются физически и, тем самым, используют все возможности для развития своего мозга.

Рост и развитие головного мозга ребенка

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны — сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны — в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до 80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym — это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

  1. В учебном процессе для стимуляции процесса развития детского внимания и слуха.
  2. В раннем дошкольном возрасте для ускорения развития ключевых функций, таких как моторика, которая ляжет в основу обучения в дальнейшем.

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант программы — это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга. Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален. Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

  1. Левое полушарие мозга по функциональным возможностям существенно отличается от правого. Оно справится с фиксацией целостного образа предмета в памяти с первого взгляда.
  2. За творчество и вдохновение также отвечает исключительно правое полушарие.
  3. Правое полушарие отвечает за процесс визуализации изображений с физической их реализацией. Пример — успешные и состоявшиеся люди, ярко демонстрирующие именно эту способность мозга.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария. Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно. Профессор убежден, что главное — это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария.

  1. Правое полушарие имеет пять чувств, как и левое, у которого это вкус, зрение, запах, осязание и слух. У правого полушария 5 чувств — это его возможности. Если дать им волю, то ребенок сможет видеть образы в виде кинофильмов.
  2. Память фотографического типа.
  3. Умение делать психические расчеты сложного типа.
  4. Способность преобразовывать изображения в символы, цифры или слова и наоборот.
  5. Склонность к обучению иностранным языкам.
  6. Вдохновение и творческая деятельность.
  7. Фотографическое скорочтение.
  8. Получение информации на уровне интуиции и ее использование по назначению.

Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы. Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.

  1. «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
  2. «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
  3. «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).
Читать еще:  Болит живот при беременности

Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

10 «возрастов» мозга

Развитие мозга не останавливается в детском возрасте. Мозг продолжает развиваться и обрастать новыми клетками и связями еще долго – но и спад начинается гораздо раньше, чем принято считать.

В утробе матери: Растут клетки головного мозга
Клетки мозга начинают развиваться задолго до того, как новорожденный сделает первый вздох – практически с самого зачатия. И у новорожденного насчитывается уже 100 миллиардов нейронов, что означает, что прирост клеток мозга эмбриона составляет примерно 250 тысяч новых нейронов в минуту.

Новорожденный: Мозг создает новые связи и нейроны
У новорожденного размер мозга составляет примерно 60% от мозга взрослого человека. При рождении миелин — жирное вещество, которое изолирует отростки нейронов мозга, чтобы сигналы могли двигаться быстрее — находится вблизи спинного мозга. Эта область мозга отвечает за основные функции, такие как дыхание, питание и контроль сердечного ритма. Размер мозга новорожденного составляет примерно 330 см3, а к трехмесячному возрасту почти удваивается в объеме.

Ребенок ясельного возраста: Мозг растет и избавляется от «хлама»
К трехлетнему возрасту мозг ребенка составляет уже примерно 80% мозга взрослого человека по своему объему и количеству нейронов. И он уже более развит, чем мозг любого другого живого существа на планете. А вот синапсов (связей между нейронами) у ребенка этого возраста вдвое больше, чем у взрослого. Продолжая совершенствоваться, мозг «обрубает» ненужные и неиспользуемые связи из этого количества и концентрируется на улучшении тех, которые действительно нужны.

Дошкольник: Мозг учится на жизненном опыте
Годы, предшествующие пятилетнему юбилею ребенка, являются частью «критического периода» развития. На этом этапе опыт напрямую формирует связи между нейронами, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. С одной стороны, это означает, что отрицательный опыт может навсегда оставить психологический шрам на ребенке. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что программы раннего вмешательства и усилия по преодолению последствий травматического опыта наиболее эффективны, чем в любом другом возрасте.

Подросток: Мозг только учится принимать правильные решения
Мозг подростка аналогичен мозгу взрослого по размеру, но не по развитию. В этом возрасте наш организм переводит выработку миелина из задних долей мозга (которые отвечают за самые основные функции) в передние доли (которые имеют более сложные схемы). Последняя область, которая должна быть полностью миелинизирована, — это лобная доля, которая важна для принятия решений, контроля импульсов и эмпатии. Тогда как лобная доля взрослого человека может понять, что человек подвергается давлению или рискам, и знает, когда говорить «нет», подростки пока не развили этого навыка. Это похоже на Феррари со слабыми тормозами: мозг научился разгоняться, но не тормозить. Родители могут рвать на себе волосы от плохих решений подростка, но все, что им остается, это проявлять терпение и давать указания: пока зреют лобные доли, подростки только учатся делать правильный выбор и принимать верные решения в той или иной ситуации.

20-30 лет: Развитие переходит в спад
Вы будете продолжать формировать и уничтожать синапсы и клетки мозга всю свою жизнь, но, к тому времени, когда вы подойдете к середине или концу своего второго десятка, развитие лобных долей вашего мозга, которые вам нужны для здравомыслия, наконец закончилось полной и безоговорочной «миелинизацией». Есть и один потенциальный недостаток в окончательном развитии вашей лобной доли: теперь могут неожиданно возникнуть психические заболевания, такие как шизофрения или тревожное расстройство. От 60 до 80 процентов людей с серьезными аффективными расстройствами узнают свой диагноз как раз между 18 и 25 годами.

30-40 лет: Учиться становится труднее
К началу третьего десятка лет наш мозг замедляет производство нейронов и синапсов, да и отсекает ненужное уже не в том объеме. Усваивать что-то новое становится труднее. Именно поэтому вам нужно усердно учиться и постигать основные профессиональные навыки до того времени, когда вы достигнете своего 30-летнего возраста. Но «окно возможностей» еще не полностью закрыто – ваши привычки, рацион и образ жизни могут как продлить полноценно умственные годы на десятилетия, так и сильно сократить их. Выбор за вами.

50 лет: Память начинает подводить
Большинство людей после 50-ти начинают замечать, что их память в определенные моменты начинает «пробуксовывать». Начинаются пробуксовки с кратковременной памяти, и это абсолютно нормально. Можно, конечно, временами и пошутить про «ранний маразм», но не стоит забывать, что около 5% случаев болезни Альцгеймера имеют раннее начало, поэтому не игнорируйте симптомы, которые могут стать признаком серьезной потери памяти.

60-70 лет: Нейронные связи теряются быстрее, чем создаются
Один из десяти взрослых в возрасте 65 лет и старше заболевает болезнью Альцгеймера. Причины этого не совсем ясны, но известно, что, когда мы стареем, наши мозговые клетки и синапсы истощаются. Пропадают нейронные связи, и сигналы попросту не доходят. Вы смотрите на объект и вдруг больше не можете назвать его, потому что не можете подключиться к той части мозга, где было сохранено название. Риски старческой деменции зависят от наследственности и образа жизни, но, в любом случае, после 65 лет риски удваиваются каждые пять лет.

80 лет: Здравствуй, Альцгеймер?
К 80-летнему возрасту ваши шансы столкнуться с возрастной деменцией примерно 50/50. Это не значит, что ваша судьба предопределена: в то время как генетика играет определенную роль, сохранить ясность ума вам может помочь активизация мозга с помощью интеллектуальных нагрузок и общения. Один из самых сильных эффектов на стимуляцию памяти оказывают и аэробные тренировки – для стимуляции работы мозга достаточно 20-минутной аэробики в день. В любом случае, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга необходимо и в глубокой старости стараться сохранять активность, как умственную, так и физическую.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector