Содержание

Детские болезни

Детские болезни — список наиболее частых детских заболеваний

Когда болеет ребенок, думаешь – лучше бы заболел сам. Спеша на помощь своим деткам, не занимайтесь самолечением. Некоторые болезни имеют особенность «маскироваться» под совершенно другие заболевания и тут без помощи специалиста не обойтись.

Какие бывают детские болезни

Заболевания ЖКТ

Одно из главных мест занимают заболевания желудочно-кишечного тракта — это наиболее частые детские болезни. Сразу после рождения ЖКТ малыша начинает работать в «новом режиме», и первые проблемы начинаются с всем известного плача от «газов в животике». Педиатры рекомендуют чаще выкладывать младенца на живот, сухое тепло, укропные капли, кормление по часам. К трем месяцам боли обычно проходят и благополучно забываются.

Если в начале жизни мы приучаем детей к режиму, то с течением времени, зачастую, все меняется. Нерегулярное питание, обилие продуктов плохого качества, напичканных всякими «Е», отражаются на ЖКТ ребенка возникающим гастритом.

Когда ребенок жалуется на боли в животе, страдает отрыжкой с неприятным запахом, можно подозревать рефлюкс – воспаление в пищеводе. Причина – забрасывание содержимого желудка обратно в пищевод, попадание желчи в желудок.

Запор и понос

Запор и понос – расстройства кишечника, связанные с неправильным питанием и стрессами. Даже есть такое понятие – «нервный желудок». Также могут быть следствием и инфекционного заболевания. Главное, найти причину и назначить соответствующее лечение. Если причина – инфекция, потребуется прием противомикробных препаратов.

Аутоиммунные заболевания происходят из-за сбоя в иммунной системе ребенка. Организм «борется» сам с собой. Нужна консультация и помощь врача иммунолога.

Ожирение у детей

Поистине болезнью века можно назвать детское ожирение. К сожалению, побочным эффектом компьютеризации стало, проведение детьми перед экраном монитора больше времени, чем на улице. Недостаток подвижных игр, обилие жирной и вредной пищи, состоящей из множества консервантов, является провоцирующим фактором. Чревато сахарным диабетом, заболеваниями печени, ИБС и даже ранним инфарктом и инсультом.

Такие органы пищеварения как желудок, толстый и тонкий кишечник, а также двенадцатиперстная кишка имеют ряд взаимосвязанных между собой болезней – гастрит, гастроэнтерит, энтероколит, дуоденит, язвенная болезнь.

Перечисленные болезни имеют общую симптоматику и причины возникновения.

Инфекционные заболевания у детей

Инфекционные заболевания довольно разнообразны и заразны. С распространением вакцинации риск заболеть некоторыми болезнями практически сведен к нулю. Но, несмотря на это, знать об этих заболеваниях необходимо.

Корь, краснуха, вирусный паротит (свинка), ветряная оспа, скарлатина, полиомиелит, дифтерия. Довольно внушительный список. Источник заболеваний – вирус, передающийся от больного человека. Все заболевания имеют определенный инкубационный период – время развития болезни в организме. Инфекционные заболевания вовсе не безобидны, опасны осложнениями. Лечение проводится строго под наблюдением врача! От всех этих болезней делаются прививки, и не стоит пренебрегать ими.

Если вышеописанными заболеваниями человек болеет один раз, то инфекция гриппа преследует нас на протяжении всей жизни. Укрепляйте иммунитет ребенка, закаливайте организм, запишите его в спортивную секцию, раз в год возите дитя к морю. Дизентерия – болезнь грязных рук. Не разрешайте детям есть немытые овощи и фрукты, обучайте правилам личной гигиены, не покупайте продукты в подозрительных товаров.

Заболевания мочевой системы

Дети, как и взрослые подвержены заболеваниям мочевой системы. Не редко родители приводят ребенка с жалобами на боль в почках, резь при мочеиспускании, кровянистые выделения. Как правило это симптомы таких заболеваний как, цистит, пиелонефрит, уретрит и другие. Своевременно начатое лечение позволит избежать осложнений, например камни в органах мочевой системы.

Болезни органов дыхания у детей

Пневмония – бактериальное заболевание органов дыхания с признаками ОРЗ. Своевременно начатое лечение – залог быстрого выздоровления. Не запускайте лечение простуды, всегда обращайтесь за медицинской помощью.

Бронхит возникает из-за распространения простуды на бронхи. Может протекать в легкой форме, а может, и в тяжелой, с высокой температурой. Сопровождается сильным сухим кашлем с отхождением мокроты или без, в зависимости от степени заболевания. Современные лекарственные препараты прекрасно справляются с данным заболеванием. Народная медицина тоже имеет в своем арсенале действенные рецепты.

Стоматологические заболевания

Стоматологические болезни детей – это заболевания слизистой оболочки рта. Низкая сопротивляемость к инфекциям, различные травмы, вирусы, являются причиной развития стоматита, заед. Болезни ротовой полости хорошо лечатся полосканием средствами народной медицины и медицинскими препаратами в домашних условиях.

Лор заболевания у ребенка

ЛОР болезни у детей могут возникнуть с первых дней жизни. Воспалительные заболевания могут возникнуть как осложнения инфекции. Часто простудные заболевания, которые выражаются сухим кашлем и болью в горле, затягиваются из-за развивающегося синусита, гайморита, отита, ангины. Очень важно своевременно лечить заболевания ушей, горла и носа, так как существует опасность развития воспалительного процесса мозговой ткани, что может быть угрозой жизни. К таким заболеваниям относятся ларингит, воспаление аденоидов и другие.

Довольно часто дети приносят домой неожиданных гостей в виде паразитов — это могут быть как вши, так и глисты. Такие заболевания необходимо своевременно рассмотреть и принять меры для лечения.

Мы рассмотрели список детских болезней наиболее частых, которые могут возникнуть с первого года жизни и приносят переживания родителям.

И напоследок. Чтобы дети меньше болели надо начинать заботиться об этом с первого дня жизни – не пренебрегайте грудным вскармливанием. Только с молоком матери ребенок получает все необходимые витамины, сильный иммунитет, сопротивляемость болезням.

Закаляйте ребенка, позвольте ему побегать босиком, не кутайте слишком тепло, не спешите при любом заболевании давать антибиотики. Дети – наше будущее. Пусть они будут здоровы и прекрасны!

Рекомендованная диета при запорах у детей

Процесс привыкания к внешнему миру зачастую связан c проблемами, некоторые из которых имеют отношение к работе ЖКТ. Довольно часто у малышей наблюдается затруднение отхождения каловых масс, в простонародье именуемое запором. Неприятное явление требует тщательной.

Эффективные свечи для детей от запора

Каждая женщина, ставшая матерью, беспокоится о здоровье малыша. Чаще всего маленьких детей и их родителей беспокоит проблема нерегулярного стула. Чтобы избавиться от подобной неприятности и облегчить процесс дефекации у ребенка необходимо использовать проверенное.

Отипакс для детей — инструкция как применять средство

Отит – заболевание ушей, которое появляется преимущественно у детей. Рынок фармакологии предлагает значительное количество лекарственных препаратов, которые помогают бороться с этим недугом, на сегодняшний день. Одним из таких средств выступает Отипакс, рассмотрим.

Закладывает нос, но насморка нет — почему и что делать

Насморк – это один из симптомов простудного заболевания. Помимо жидких выделений из носа, у человека проявляется заложенность, которая мешает спать по ночам. Избавиться от этого состояния помогают специальные спреи или капли. Но бывают случаи, когда заложенность не.

У ребенка температура — можно ли купать

Болезнь малыша – большой стресс для родителей. Привычный распорядок дня и процедуры подвергаются кардинальным изменениям, как только у младенца проявляются малейшие признаки заболевания: сокращается время прогулок, ограничивается двигательная активность крохи.

Температура у ребенка — можно ли гулять на улице

Все дети очень подвижны и любят проводить время на воздухе, где видят много интересного и удивительного. Но бывают обстоятельства, при которых время прогулки следует урезать, или на время отменить ее. Главнейшей причиной ограничений является болезнь. Необходимо ли.

Что является возбудителем скарлатины у детей

Скарлатина — острое бактериальное заболевание, которому характерно появление только среди людей. Течение заболевания крайне тяжелое, инфекционная патология требует своевременного лечения. Возбудитель скарлатины — β-гемолитический стрептококк группы А, Streptococcus pyogenes.

Симптомы и признаки скарлатины у детей

Скарлатина — острое инфекционное заболевание, проявляющееся мелкоклеточной сыпью. Инфекция передается воздушно-капельным путем, у детей такая патология также передается контактно-бытовым способом посредством заражения предметов обихода. Признаки скарлатины у детей.

Как выглядит потница у новорожденных

Эритематозные высыпания на кожных покровах младенцев — распространенное заболевание. Потница у новорожденных (фото смотрите ниже) часто появляется в условиях повышенной жары и влажности. Недуг вызывает закупорка потовых протоков, располагающихся в кожном покрове.

Причины потницы на лице у грудничка — лечение

Высыпания, как правило, не появляются самостоятельно. Потница на лице у грудничка появляется по определенным причинам. Чересчур сильная забота матерей приводит к появлению этой проблемы, в результате которой ребенок мучается от ее проявлений. С этим недугом сталкиваются.

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Детские инфекционные заболевания — это большая группа болезней инфекционной природы, которые возникают в детском возрасте человека, характеризующиеся возможностью эпидемического распространения преимущественно аэрогенным способом.

Детские инфекционные заболевания выделяются в отдельную группу, так как особенности детского организма предопределяют и особенности их лечения.

Детские инфекционные заболевания: классификация

Существует несколько классификаций инфекционных заболеваний у детей, но мы выбрали одну из самых понятных и простых. Эта группа патологий делится на:

1. Инфекционные болезни кишечника у детей.

Характеризуется локализацией чужеродных агентов в кишечнике ребенка. К этому виду патологий относятся: полиомиелит, эшерихиоз, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм.

Читать еще:  Боннский суп

2. Инфекционные заболевания дыхательных путей у детей.

Характеризуются локализацией чужеродных агентов в органах дыхания (бронхах, трахеи, гортани, легких. ). Это такие заболевания, как скарлатина, ангина, грипп, ОРВИ.

3. Инфекционные заболевания крови у детей.

Эти болезни передаются с помощью насекомых (трансмиссионным путем) и возбудители в этом случае находятся в крови. К таким болезням относятся: арбовирусные энцефалиты, риккетсиозы, туляремия.

4. Инфекционные заболевания наружных покровов у детей.

К ним относятся: бешенство, столбняк, трахома.

Детские инфекционные заболевания: причины

Самой основной причиной инфекционных заболеваний у детей является их контакт с инфицированным человеком. Путь заражения, как правило, воздушно-капельный. Причем заразно все: слюна, распространяющая при кашле и даже при разговоре, бронхиальная и носоглоточная слизь — все это является угрозой заражения ребенка.

Нужно сказать, что иммунитет ребенка формируется в 5 этапов. Самыми серьезными являются 1 и 2 этапы, которые длятся до 1.5 лет. Именно в этот момент ребенка «защищают» только материнские антитела, которые потом исчезают. Именно в этот момент необходимо особое внимание уделять гигиене ребенка.

Начиная с 2-ух лет, у детей начинается бурное формирование механизмов иммунитета, которое продолжается, практически, до 16-тилетнего возраста.

Исходя из сказанного можно сделать простой вывод: причины детских инфекционных заболеваний в заключаются в еще слабой иммунной системе ребенка, в том, что она только формирует свои механизмы действия.

С другой стороны, нужно понимать, что если ребенок будет расти в стерильных условиях, то у него никогда не будет сильного иммунитета, ведь иммунная система формируется только под воздействием внешних факторов, она «учится» давать отпор внешним чужеродным элементам только при столкновении с ними — таковы неписаные законы природы, и именно на этом факте базируется основная цель вакцинации — выработка искусственного иммунитета при введении в организм какого-либо возбудителя.

Детские инфекционные заболевания: особенности течения

В развитии всех детских патологий было выявлено четыре периода:

1. Инкубационный период (ИП).

Это период времени с момента первого контакта ребенка с источником инфекции до проявления первых симптомов болезни. Продолжительность инкубационного периода зависит от вида инфекции и от состояния иммунной системы ребенка.

Приведем примеры детских инфекционных заболеваний с инкубационными периодами:

— Ветрянка имеет ИП 11-24 суток

— Гепатит А имеет ИП от 7 до 45 суток

— Дизентерия — 1-7 суток

— Дифтерия — 1-10 суток

— Коклюш — 3-20 суток

— Корь — от 9 до 21 суток

— Краснуха — 11-24 суток

— Скарлатина имеет ИП от нескольких часов до 12 суток

— Полиомиелит — 3-35 суток

2. Продромальный период.

Этот период можно назвать началом болезни: он длится с момента проявления первого симптома и до «разгара» собственно самой болезни.

3. Период «разгара» детского инфекционного заболевания.

В принципе, это и есть «кульминация». В этот период проявляется весь симптоматический комплекс детской патологии. К примеру, коклюш проявляется спастическим кашлем при котором идет выделение слизистой мокроты, при этом лицо ребенка краснеет, а иногда возникает кровоизлияние по слизистую.

Это период затухания болезни — выздоровления.

Самые распространенные инфекционные заболевания у детей

Конечно же, когда мы говорим о детских болезнях, то тут же возникают ассоциации с эпидемиологическими периодами, которые приходятся на осенне-зимнюю пору и характеризуются, в первую очередь, заболеваниями органов дыхания у детей. Детские инфекционные заболевания разнообразны: это и заболевания ЖКТ, и аллергические заболевания, имеющие аутоиммунную природу, и кожные патологии, но заболевания органов дыхания у детей являются самыми распространенными — это вам подтвердит любой педиатр.

Заболевания органов дыхания у детей

— Бронхиты различной этиологии.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой бронхов.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой трахеи.

Характеризуются воспалительными процессами в слизистой оболочке голосовых связок и гортани.

Характеризуется воспалительными процессами в носовых пазухах.

— Риниты различной этиологии.

Эти детские инфекционные заболевания являются, попросту говоря, насморком разной интенсивности: от легкой формы до полной заложенности носа.

Эта болезнь характеризуется воспалениями небных миндалин и соседних с ними лимфатических узлов.

Это ни что иное, как инфекционное заболевание легких.

— Гриппы различной природы.

Эти детские инфекционные заболевания, пожалуй, одни из самых распространенных и опасных, потому что чужеродные агенты, вызывающие эти патологии, постоянно мутируют и необходимо все время изобретать новые препараты для борьбы с ними.

Это, конечно, не все заболевания органов дыхания у детей, но основные из них.

Детские инфекционные заболевания: симптомы

Признаки патологии ребенка, конечно же, зависят от многих факторов: в первую очередь, от вида возбудителя, от состояния иммунной системы ребенка, от условий его жизни, и.т.д. Но все же есть общие симптомы детских инфекционных заболеваний:

1. Основным симптомом является фебрильная температура (38° и выше). У ребенка повышение температуры происходит, практически, при любых патологических процессах, потому что это является его единственным защитным механизмом — при таких температурах большинство чужеродных тел гибнут.

2. Постоянная сонливость и вялость так же являются характерными симптомами детских инфекционных заболеваний — сказывается нехватка энергии (она уходит на борьбу с антигенами).

4. Появление сыпи.

Диагностика инфекционных заболеваний у детей

Первоначальную диагностику болезни у ребенка проводит врач-педиатр. Он обязательно проводит внешний осмотр малыша, прослушивает его, выявляет характерную симптоматику, выясняет у родителей: были ли контакты ребенка с инфицированными людьми.

Детские инфекционные заболевания диагностируются после обязательных анализов крови, мочи, кала ребенка. Так же, при необходимости, прибегают к инструментальным методам: МРТ, УЗИ, рентгенография.

Детские инфекционные заболевания: лечение

Комплексная терапия инфекционных заболеваний у детей должна решать четыре задачи:

1. Нейтрализацию возбудителя заболевания.

2. Поддержание нормальной функциональности основных систем детского организма.

3. Сохранение нормальных условий формирования детского иммунитета и его укрепление.

4. Предупреждение различных осложнений детских инфекционных заболеваний.

Именно поэтому назначение лекарственных препаратов должно быть осторожным. Антибиотики должны применяться только в особых случаях (при тяжелых и затяжных патологических процессах). Важно знать, что само по себе повышение температуры — это нормальный процесс борьбы организма с инфекционными возбудителями и нет нужды сразу же давать ребенку жаропонижающие и сбивать температуру, достаточно просто помочь организму хорошей дозой витамина С.

Применение антибиотиков имеет весьма негативные последствия, тем более для ребенка, у которого иммунная система находится в стадии формирования, и ни один врач не сможет сказать, как бездумная антибиотическая терапия может сказаться в будущем.

Весьма спорным (особенно в последнее время) является вопрос вакцинации. «Усредненная» доза введенных чужеродных агентов (для выработки иммунитета) по-разному сказывается на детях: в большинстве случаев помогает (это факт), но нередко возникают случаи, когда вакцинация делает из ребенка инвалида.

Так что же делать, как лечить заболевшего ребенка?

Первое, что следует уяснить: организм ребенка, в большинстве случаев, сам может справится с инфекционным заболеванием, ему в этом необходимо только помочь, и чем раньше это начинать делать, тем лучше. Помогать необходимо препаратами только на натуральной основе, включая в эту комплексную терапию иммуномодуляторы, антивирусные препараты, антибактериальные средства. Не спешите «сбивать» ребенку температуру, лучше чаще поите его чаем с лимоном.

Если у ребенка инфекционное заболевание тяжелой формы, то применяйте антибиотики с препаратами, нейтрализующими их негативный эффект. Лучшим таким препаратом является Трансфер фактор. Попадая в организм, он выполняет сразу несколько функций:

— восстанавливает функциональность иммунной системы, вследствие чего повышается иммунологическая реактивность (сопротивляемость инфекциям) детского организма;

— усиливает оздоровительное воздействие препаратов, в комплексе с которыми он принимался;

— являясь носителем иммунной памяти, этот иммунный препарат, «запоминает» все чужеродные микроорганизмы, вызвавшие то или иное инфекционное заболевание, и при их повторном появлении, дает сигнал иммунной системе на их нейтрализацию.

Обязательно в комплексной терапии детских инфекционных заболеваний применяйте пробиотики и пребиотики — препараты, которые восстановят и сохранят микрофлору ЖКТ ребенка — основного звена его иммунной системы. Для этого наиболее эффективными являются:

Детские инфекционные заболевания: профилактика

После перенесенного заболевания, детский организм выходит более крепким. Во всяком случае так должно быть — это путь формирования иммунитета человека. Но это не значит, что к здоровью своего ребенка нужно относиться с пренебрежением.

Профилактика детских инфекционных заболеваний должна заключаться в следующем:

— новорожденных обязательно надо кормить первым молоком — молозивом, потому что оно содержит в огромном количестве материнские антитела — первую «защиту» ребенка от чужеродных элементов;

— ни в коем случае нельзя отказываться от грудного вскармливания, пока есть молоко — кормите;

— огромное значение для ребенка имеет правильное питание, в его рационе должно быть как можно больше свежих фруктов и овощей;

— активный образ жизни — гарантия здоровья ребенка;

— для укрепления иммунитета необходимо заниматься закалкой с самого детства (контрастный душ и баня — прекрасные средства для этого);

детские инфекционные заболевания не будут страшны, если ребенок будет в полном объеме получать все, необходимые для его организма, полезные вещества: витамины, минеральные комплексы, аминокислоты. поэтому обязательно регулярно давайте своему малышу соответствующие препараты.

© 2009-2019 Трансфер фактор 4Life. Все права защищены.
Карта сайта
Официальный сайт Ру-Трансферфактор.
г. Москва, ул. Марксистская, д. 22, стр. 1, оф. 505
Тел: 8 800 550-90-22, 8 (495) 517-23-77

© 2009-2020 Трансфер фактор 4Life. Все права защищены.

Официальный сайт Ру-Трансфер Фактор. г. Москва, ул. Марксистская, д. 22, стр. 1, оф. 505
Тел: 8 800 550-90-22, 8 (495) 517-23-77

Напишите нам в Viber

Напишите нам в Telegram

Напишите нам в Facebook Messenger

Напишите нам VKontakte

Напишите нам в Одноклассники

Детские инфекции: профилактика, симптомы и лечение

Наша справка

Детские инфекции – так называют группу инфекционных болезней, которые люди переносят в основном в детстве. К ним обычно относят ветряную оспу (ветрянку), краснуху, инфекционный паротит (свинку), корь, скарлатину, полиомиелит, коклюш, дифтерию. Инфекции передаются от больного к здоровому ребенку.

Читать еще:  Возможность забеременеть

После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому повторно этими инфекциями заболевают редко. Сейчас почти от всех детских инфекций есть вакцины.

Ветряная оспа (ветрянка)

Ее вызывает вирус герпеса, который передается воздушно-капельным путем от больных детей к здоровым. Инкубационный период – от 10 до 21 дня.

Заболевание начинается с подъема температуры, который сопровождается появлением сыпи в виде пятнышек, общим недомоганием. Пятна со временем превращаются в пузырьки с прозрачной жидкостью, которые лопаются, подсыхают, после чего образуются корочки. Типичное отличие ветряной оспы от других заболеваний, сопровождающихся высыпаниями, – это наличие сыпи на волосистой части головы. На коже больного одновременно присутствуют все элементы сыпи: и пятна, и пузырьки, и корочки. Новые подсыпания возможны в течение 5–7 дней. Подсыхание ранки и образование корочек сопровождается сильнейшим зудом.

Больной ветряной оспой является заразным с момента появления первого элемента сыпи и еще 5 дней после появления последнего элемента.

Лечение

При нормальном течении ветрянка не требует лечения. Главное – гигиена и хороший уход, которые позволяют не допустить нагноения элементов сыпи.

В России пузырьки принято смазывать зеленкой. На самом деле это необязательно – в западных странах, например, зеленку не используют. Во многом ее применение действительно неудобно: она пачкает белье, долго не смывается. Но у нашей традиции есть и плюсы. Если отмечать зеленкой новые элементы сыпи, несложно отследить момент, когда подсыпания прекратились.

При повышении температуры выше 38 °C следует дать ребенку жаропонижающее средство, предпочтение – лекарствам на основе парацетамола. Не стоит забывать об антигистаминных препаратах и местных бальзамах и мазях для облегчения зуда. Применение противогерпетических препаратов не рекомендуется: у ребенка при их приеме не формируется иммунитет, и возможно повторное заражение.

Профилактика

Против вируса ветряной оспы есть вакцина, она зарегистрирована в России, но не входит в Национальный календарь прививок, то есть ее не делают всем бесплатно. Родители могут привить ребенка за деньги в центрах вакцинопрофилактики.

Болезнь начинается с повышения температуры тела (обычно не выше 38 °C), появляются небольшая болезненность, умеренное покраснение слизистых оболочек. В тяжелых случаях температура сразу повышается до 40 °C, ребенок жалуется на головную боль и боль в горле, иногда в животе. Миндалины могут отекать настолько, что затрудняют дыхание.

Лечение

Ребенка госпитализируют и вводят ему противодифтерийную сыворотку. После госпитализации проводится дезинфекция помещения, в котором находился больной. Все лица, находившиеся в контакте с ним, подлежат бактериологическому обследованию и медицинскому наблюдению в течение 7 дней. Детям, контактировавшим с больным, на этот срок запрещено посещать детские учреждения.

Профилактика

Все дети получают прививку от дифтерии комбинированной вакциной АКДС. В редких случаях заболеть может и привитый ребенок, но заболевание будет протекать в легкой форме.

Инфекция, которая передается воздушно-капельным путем и вызывает мучительный кашель. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – от 3 до 14 дней (чаще 7–9). В течении болезни различают три периода.

Катаральный период характеризуется появлением упорного сухого кашля, который постепенно усиливается. Также может наблюдаться насморк и повышение температуры до субфебрильной (но чаще она остается нормальной). Этот период может длиться от трех дней до двух недель.

Спазматический, или судорожный, период характеризуется кашлевыми приступами. Они состоят из кашлевых толчков – коротких выдохов, следующих один за другим. Время от времени толчки прерываются репризой – вдохом, который сопровождается свистящим звуком. Приступ заканчивается выделением густой слизи, может быть и рвота. Тяжесть приступов нарастает в течение 1–3 недель, затем стабилизируется, потом приступы становятся более редкими и сходят на нет. Продолжительность судорожного периода может составлять от 2 до 8 недель, но нередко затягивается на большее время.

После этого наступает период разрешения. В это время кашель, который вроде бы уже прошел, может возвращаться, но больной не заразен.

Лечение

Назначаются антибиотики из группы макролидов, противокашлевые препараты центрального действия, бронхорасширяющие препараты в ингаляциях. Важную роль в терапии играют немедикаментозные методы: пребывание на свежем воздухе, щадящий режим, питание высококалорийной пищей, небольшими объемами, но часто.

Профилактика

Прививка от коклюша внесена в Национальный календарь и делается детям бесплатно. Иногда болеют и привитые дети, но в легкой форме.

Вирусная инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем. Источник заражения – больной человек. Инкубационный период – 8–17 дней, но может удлиняться до 21 дня.

Начинается корь с повышения температуры до 38,5–39 °C, насморка, сухого кашля, появления светобоязни. У ребенка могут возникать рвота, боль в животе, жидкий стул. В это время на слизистых щек и губ, на деснах можно обнаружить серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий поставить диагноз еще до появления сыпи.

Сыпь – мелкие розовые пятна – возникает на 4–5‑й день болезни. Первые элементы появляются за ушами, на спинке носа. К концу первых суток она покрывает лицо и шею, локализуется на груди и верхней части спины. На вторые сутки распространяется на туловище, а на третьи – покрывает руки и ноги.

Лечение

В лечении кори применяются противовирусные препараты, а также иммуномодуляторы. В тяжелых случаях могут назначаться внутривенные инъекции иммуноглобулина. В остальном лечение симптоматическое.

Постельный режим нужен не только в дни высокой температуры, но и 2–3 дня после ее снижения.

Перенесенная корь сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьников надо на 2–3 недели освободить от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки.

Профилактика

Первую прививку против кори делают всем детям в год, вторую в 7 лет.

Типичное проявление краснухи – припухание и легкая болезненность заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Одновременно (или на 1–2 суток позже) на лице и всем теле появляется бледно-розовая мелкопятнистая сыпь. Еще через 2–3 суток она бесследно исчезает. Высыпание может сопровождаться небольшим подъемом температуры тела, легкими нарушениями в работе дыхательных путей. Но нередко таких симптомов не бывает.

Осложнения исключительно редки. Опасна краснуха лишь в том случае, если ею заболела беременная женщина, особенно в первые месяцы. Болезнь может стать причиной тяжелых пороков развития плода.

Лечение

Специфического лечения краснухи в настоящее время нет. В остром периоде больной должен соблюдать постельный режим. При повышении температуры применяют жаропонижающие препараты, при зудящей сыпи – антигистаминные средства.

Профилактика

Не так давно прививка от краснухи была введена в Национальный календарь.

Инфекционный паротит (свинка)

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Инкубационный период – от 11 до 21 дня.

Заболевание начинается с повышения температуры до 38–39 °C, головной боли. Позади ушной раковины появляется опухоль, сначала с одной, а через 1–2 дня и с другой стороны. Больной становится заразным за 1–2 дня до появления симптомов и выделяет вирус первые 5–7 дней болезни.

У мальчиков‑подростков нередко развивается еще и орхит – воспаление яичка: возникает боль в мошонке, яичко увеличивается в размерах, мошонка отекает. Отек проходит через 5–7 дней. Тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может в будущем привести к бесплодию.

Для паротитной инфекции типично и воспаление поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, снижением аппетита.

Также нередки серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3–6‑й день болезни, головной болью, рвотой, повышенной чувствительностью к звуковым и зрительным раздражителям. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания. Но эти явления при своевременной и рациональной терапии длятся недолго и не отражаются на последующем развитии ребенка.

Лечение

По назначению врача дают противовирусные, иммуномодулирующие, жаропонижающие, обезболивающие средства, на слюнные железы накладывают сухой согревающий компресс.

При орхите консультация хирурга или уролога обязательна, часто требуется лечение в условиях стационара. При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение в стационаре.

Профилактика

Для профилактики паротитной инфекции все дети вакцинируются в соответствии с Национальным календарем прививок.

Скарлатина

Заболевание вызывает бета-гемолитический стрептококк группы А. Заразиться можно не только от больного скарлатиной, но и от больных стрептококковой ангиной. Инкубационный период – 2–7 дней. Больной становится заразным с момента заболевания. Если болезнь протекает без осложнений, то уже через 7–10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, то заразный период затягивается.

Заболевание, как правило, начинается с внезапного повышения температуры, рвоты, боли в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь. Она мелкая, обильная, на ощупь жестковатая. Особенно густо сыпью покрываются щеки. Другие типичные места интенсивной сыпи – бока, низ живота, пах, подмышечные и подколенные впадины. Сыпь держится 3–5 дней. Легкая скарлатина протекает с кратковременными высыпаниями.

Постоянный признак скарлатины – ангина. Язык в первые дни покрывается серо-желтым налетом, а со 2–3‑го дня начинает очищаться с краев и кончика, становясь малиновым. Лимфатические узлы под углами нижней челюсти увеличиваются, при прикосновении болят.

Бета-гемолитический стрептококк группы А также способен поражать сердце, суставы, почки, поэтому необходимо своевременное лечение заболевания.

Лечение

Ребенку назначают антибиотики. Используют комбинированные препараты от боли в горле, как при ангине. При необходимости дают жаропонижающие средства. Рекомендуется щадящая диета, обильное питье.

Через три недели после начала заболевания рекомендуется сделать электрокардиограмму, сдать мочу на анализ и показать ребенка отоларингологу, чтобы убедиться в отсутствии осложнений.

Профилактика

Больной скарлатиной должен быть изолирован в отдельную комнату, ему следует выделить отдельную столовую посуду, полотенце. Изоляция больного прекращается после выздоровления, но не ранее 10 дней от начала болезни. Прививки от этого заболевания нет.

Детские болезни

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это — грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Читать еще:  Гипоксия плода: симптомы

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить — вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность — педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент — будущий детский врач — понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом — также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это — одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник — «Пропедевтика детских болезней» — предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector