Содержание

Агрессия у детей

Агрессивный ребенок: понятие и причины агрессивного поведения у ребенка, помощь.

Возрастные кризисы бывают не только у взрослых. Дети проходят свои кризисные этапы. Одним из признаков очередного возрастного кризиса у детей становится агрессивное поведение.

“У вас агрессивный ребенок”, — заявляют педагоги дошкольных или школьных учреждений. Для родителей подобные заявления выслушивать не приятно, а иногда и вовсе оскорбительно. Их ребенок всегда хорошо себя ведет дома.

Кто же такой агрессивный ребенок? Как определить, действительно ли имеет место агрессивное поведение, или это всего лишь необоснованные претензии со стороны? Как бороться с агрессивным поведением у ребенка, если проблема существует?

Понятие, формы, направленность агрессивного поведения у ребенка

Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам поведения.

Психологи считают, что проявление детской агрессии связано с желанием выйти из состояния психологического дискомфорта. Проявление агрессии — способ защиты, чаще всего бессознательный.

Детская агрессия может быть выражена в двух формах: открытая и пассивная.

Открытая агрессия проявляется в драках, истериках, оскорблениях и тд. Открытая агрессия, как правило, наносит моральный или физический вред окружающим людям и предметам.

Пассивная агрессия направлена на самого ребенка. Она наносит вред непосредственно ему: кусание ногтей, отказ от еды, выдирание волос.

Детская агрессия может быть направлена на:

  • членов семьи;
  • людей, не являющихся членами семьи;
  • животных;
  • себя;
  • окружающие предметы;
  • виртуальные или выдуманные предметы (компьютерные игры, персонажи фильмов или мультфильмов).

Несмотря на ярко выраженный негатив, присущий проявлению агрессии, агрессивное поведение выполняет ряд полезных функций. В соответствующие этапы развития ребенка агрессивное поведение помогает:

  • освободиться от страха;
  • отстоять свою позицию;
  • защититься от встречной агрессии;
  • адаптироваться во взрослом мире.

Проявление агрессии у детей — явление обычное и часто встречающееся. Главная задача родителей проследить, чтобы агрессия не переросла в патологию.

Признаки агрессивного поведения у ребенка

Чтобы отбросить предвзятое отношение педагогов или родителей, с чьими детьми контактирует ребенок, необходимо за ним наблюдать не только в пределах квартиры.

Говорить об агрессивном поведении стоит в том случае, если у ребенка в поведении наблюдается следующее:

  • Частая потеря контроля над собой.
  • Частые споры, препирательства, ссоры со взрослыми и детьми, в том числе с применением физического или словесного насилия.
  • Регулярные отказы от выполнения любых просьб взрослых, тем самым желая вызвать у них раздражение.
  • Целенаправленное проявление жестокости по отношению к людям или животным.
  • Отсутствие сочувствия и сострадания.
  • Систематические обвинения окружающих, перекладывание вины на других, нежелание брать ответственность на себя.
  • Часто пребывает в плохом (сердитом) настроении.
  • Становится мнительным, мстительным и завистливым.
  • Имеются неврологические отклонения: рассеянное внимание, плохая память.
  • В школьном и далее возрасте неумение проанализировать ситуацию, что приводит к зацикливанию на проблеме.

У агрессивного ребенка признаки проявляются в комплексе. Чем больше пунктов соответствует поведению, тем труднее случай. Естественно, речь идет о систематическом проявлении перечисленных признаков. Разовые вспышки гнева или агрессии могут возникнуть у любого, даже самого сдержанного человека.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Чаще всего причиной агрессивного поведения у ребенка становится неблагополучная обстановка в семье.

Ребенок становится агрессивным в семьях, где:

  • Не установлена или вовсе отсутствует эмоциональная связь между родителями и детьми. Нет общих интересов. Члены семьи испытывают взаимный негатив. Часто возникают конфликты.
  • Отсутствует привязанность ребенка к матери. Мать не требовательна, равнодушна к развитию ребенка, его успехам или провалам.
  • Родители демонстрируют агрессивное поведение как в отношении детей, так и друг друга. Агрессия ребенка в этом случае — копирование модели поведения.
  • Внутри семьи установлены слишком строгие правила с жесткой системой наказаний за проступки. В этом случае ребенок становится замкнутым дома, но может проявлять открытую агрессию за его пределами.
  • Ребенок — “глава” семьи. Родители занимают пассивную позицию, потакают всем его требованиям, не способны ни в чем отказать. В этом случае одни психологи говорят о включении защитного механизма, который проявляется в агрессивном поведении. Другие — об банальной избалованности.
  • Родители не способны выстроить одну линию воспитания, требуя от ребенка выполнения взаимоисключающих действий. В этом случае ребенок встает в оппозицию.
  • Гипо- и гиперопека также становятся причинами агрессивного поведения у детей.

Сверстники

Влияние окружения не менее важно, чем обстановка в семьи. Ребенок может начать вести себя агрессивно по следующим причинам:

  • Из-за отсутствия коммуникативных навыков отношения со сверстниками не складываются. Сверстники издеваются. Ребенок включает механизм защиты и становится агрессивным.
  • Сверстники демонстрируют агрессивную модель поведения, считая это проявлением взрослости и вседозволенности. Ребенок ее копирует.

Виртуальная реальность

Распространенной причиной агрессивного поведения у детей становятся компьютерные игры. Сюда же относятся различные фильмы, видеоролики, передачи. Жестокость и насилие, демонстрируемые в играх и видео, увеличивают количество детей с агрессивным поведением. Ребенок берет пример не с реальных, а виртуальных персонажей.

Независимо от причины, агрессивное поведение ребенка становится сигналом и своеборазным криком о помощи.

О чем говорит агрессивное поведение ребенка в разном возрасте

Дети могут проявлять агрессию чуть ли не с младенчества. Стоит уточнить, что в возрасте до года то, что родители могут принять за агрессивное поведение, на самом деле является изучением мира. Дерганье родителей за волосы, удары по лицу — это не агрессия. Ребенок еще не умеет владеть своим телом и неосознанно может причинить физическую боль взрослым.

После года дети могут вести себя агрессивно: бросать окружающие предметы, устраивать истерики, бить себя или родителей. Данная агрессия обусловлена тем, что ребенок не обладает достаточным словарным запасом. Он не может выразить словами свои потребности и желания, поэтому заявляет о них подобными способами.

Ребенок уже может выразить свои основные потребности, но продолжает вести себя агрессивно. Часто делает наперекор или игнорирует просьбы.

Примерно с 2,5 лет начинается первый кризисный возраст. Агрессивным поведением ребенок не только выражает свои потребности, привлекает внимание, но и испытывает родителей. Именно испытывает. Он ищет предел родительского терпения. Целенаправленно пытается перейти границы, когда даже самый терпеливый родитель может сорваться.

Агрессивное поведение в этом возрасте может быть связано с адаптацией в детском саду. Для многих детей — это стресс. Во-первых, ребенка отлучают от родителей. Во-вторых, приучают к новому режиму. В-третьих, ребенок не обладает достаточными навыками коммуникации в большом незнакомом коллективе.

Пик детской агрессии в дошкольном возрасте приходится на 3-4 года. В этот период ребенок пытается восстать против родительской власти. Именно в этом возрасте родителям следует приложить максимум усилий по контролю над эмоциональным состоянием ребенка. Психологи утверждают, что в 3 года закладываются агрессивные привычки. Если с ними не бороться, то после 13 лет избавиться от них будет невозможно. Важно выбирать правильный подход, чтобы не усугубить ситуацию.

В этом возрасте ребенок уже вполне способен контролировать свои эмоции. Он прекрасно понимает, как можно поступать и как нельзя. Если к началу школы ребенок не может контролировать свой гнев, то это повод обратиться к специалистам. Кризисное агрессивное поведение переросло в сформировавшуюся норму общения с окружающими.

У детей младшего школьного возраста основными причинами агрессивного поведения могут стать:

  • Успеваемость. Дети не всегда способны оценить степень своей подготовки и сверстников. Выставление плохих оценок выглядит в их глазах несправедливым, что приводит к агрессивному поведению, обращенному, в первую очередь, на учителей.
  • Критика. Дети очень чувствительны к критике. Плохая успеваемость, сопровождаемая критикой со стороны окружающих, в том числе и родителей, вызывает агрессию.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Школьный буллинг. Буллинг или травля — это агрессивное поведение детей по отношению друг к другу, сопровождающееся унижениями, оскорблениями и физическим насилием. Тех детей, которые издеваются над своими одноклассниками уже можно отнести к агрессивным. Жертвы буллинга, при достаточной силе духа, могут стать агрессивными в ответ, защищая себя.

Старше 12 лет

Агрессия у подростков воспринимается ими самими как проявление самостоятельности. Чаще всего агрессия свойственна лидерам и отверженным. Лидер таким способом проявляет свою силу и власть. Отверженный — защищает себя.

В любом возрасте

Независимо от возраста детское агрессивное поведение сигнализирует о недостатке внимания со стороны взрослых. Родители должны быть внимательны к ребенку не только в кризисные моменты, но и на протяжении всего периода взросления. Только такой подход может гарантировать становление здоровой личности, способной к сочувствию, состраданию, ответственности за свои поступки.

Часто причиной детской агрессии становится появление в семье второго ребенка. Родители бывают слишком заняты подготовкой к появлению на свет нового члена семьи. При этом совершенно забывают морально подготовить к этому событию уже имеющегося ребенка. А после рождения становится уже просто некогда. Первый ребенок чувствует недостаток внимания. Это приводит к проявлению агрессии и по отношении к родителям, и к младшему брату или сестре.

Еще одной причиной детской агрессии может быть разделение на “своих” и “чужих”. Речь не только о территории и степени знакомства. Границы могут определяться статусом, доходом, национальными, расовыми и религиозными критериями. Если родители проявляют пренебрежение к людям, которые ниже их по социальному статусу и доходам, дети будут делать то же самое. То есть к людям из “своего” круга они будут относиться с должным уважением. Зато уборщице в школе могут запросто нахамить.

Читать еще:  Беременность и бели.

Детская агрессия нуждается в корректировке со стороны взрослых. В противном случае, есть риск развития искаженной реальности и формированию ложных ценностей.

Правила для родителей во время агрессивного поведения ребенка

Чтобы помочь ребенку, родителям необходимо установить причину агрессивного поведения. Подсказкой может послужить возраст. Не надо стесняться спрашивать, что беспокоит ребенка. Почему он проявляет агрессию по отношению к себе, окружающим людям, животным и предметам.

Несколько правил для родителей.

Игнорирование незначительной агрессии

Если ребенок проявляет агрессию изредка, она не приносит значительного вреда окружающим, то не стоит устраивать трагедию. Накопление негативных эмоций свойственно всем людям. Выплеск может произойти случайно, из-за мелочи. Наказание ребенка за незначительную агрессию будет выглядеть в его глазах несправедливостью. Вместо наказания следует выразить понимание и сочувствие, переключить его на интересное занятие.

Оценка поступков, а не личности

Спокойным уверенным тоном нужно объяснить ребенку, что его агрессивное поведение вредит в первую очередь ему. У него плохое настроение, он портит свои игрушки и тд. Родитель может сообщить о своем дискомфорте. Например, что ему не нравятся громкие крики. Самое главное, чтобы ребенок осознал, что родитель настроен против поведения, а не самого ребенка. Поэтому помимо спокойствия в голосе должна быть доброжелательность.

Подробный разбор ситуации должен происходить после того, как ребенок успокоится.

Контроль собственных эмоций

Прежде, чем требовать от ребенка успокоиться, важно самому быть спокойным. Дети хорошо чувствуют эмоции родителей. Иногда специально провоцируют их на ответную агрессию. Поддаваясь провокациям, родители теряют свой авторитет в глазах ребенка. Задача родителя показать на собственном примере важность сохранения спокойствия при любых ситуациях.

Кроме негативных эмоций не стоит проявлять и неадекватных ситуации. Смех над ребенком в момент проявления им агрессии может быть расценен как издевательство и унижение.

Подкуп и обещания чего-либо также не являются решением проблемы. Такие действия могут в дальнейшем перерасти в способ манипуляции ребенка родителями.

Сохранение репутации ребенка

Публичная расправа не понравится ни взрослым, ни детям. Обсуждение агрессивного поведения должно проходить в приватной обстановке. На людях необходимо сохранить репутацию и авторитет ребенка, какая бы ни была ситуация. Если позволяет возраст, а разрешение ситуации не терпит отлагательств, нужно минимизировать вину словами “ты же не хотел, случайно и тд.” Возможно, в глазах чужих это будет выглядеть как оправдание родителем ребенка, но в этом нет ничего дурного. Защита детей — одна из основных родительских обязанностей. Дома же нужно обязательно обсудить и разобрать ситуацию.

Чуткость и внимание к ребенку помогут своевременно заметить и устранить причины агрессивного поведения.

Как справиться с детской агрессией

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  • Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  • Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  • Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  • Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.

Виды детской агрессии

  • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
  • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

Конфликтующий человек может проявлять её:

  • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

Как справиться?

Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

Агрессивное поведение детей в 3 года

Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

Агрессия младших школьников

Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

Специфика агрессии в подростковом возрасте

Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

Читать еще:  Боль при схватках

Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

Профилактика детской агрессивности

Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Читать еще:  Выскабливание после родов

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Агрессия у детей – признаки, причины, лечение.

Эмоционально волевые-нарушения у детей.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Агрессия у детей.

Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения — агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей!

Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность — это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.

Признаки агрессии у детей

Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Истерят, зачастую напоказ.
  • Не признают своих ошибок.
  • Щипаются.
  • Гневаются.
  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки. .
  • Отказываются выполнять поручения.
  • Злятся (топая ногами и стуча руками).
  • Плюются
  • Используют оскорбительные слова.
  • Бьют сверстников
  • Замахиваются на других.
  • Мстят.

Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.
Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Причины агрессии.

У детей есть свои уникальные причины агрессии. Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго – банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.

Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:

  • Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  • Копирование поведения родителей, показывая пример агрессивности как дома, так и в социуме. Равнодушное отношение родителей к жизни.
  • Привязанность к одному родителю, где второй выступает объектом агрессии.
  • Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы, ссоры перед детьми.
  • Высокая возбудимость.
  • Недостаточная развитость интеллекта.
  • Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  • Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  • Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Лечение агрессии у детей.

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.
Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.

Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный).
Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector