Учимся говорить. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей.

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, что подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного развития каждого ребенка при поступлении в группу.
Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми в группе компенсирующей направленности. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов сказал: «. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией — сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.
При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:
-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки — большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;
-в основном используются движения захвата предметов, сжатия, редко — растяжения пальцев и почти никогда — расслабления, что может приводить к повышению тонуса.
Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики я предлагаю детям:
задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.
Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
-Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой — средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно — двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
— «дорожки», когда задача ребенка — провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
— обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка — срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.
В тетрадях в крупную клетку выполняют задания:
— рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми — вкладками, сбору пазлов . Пособия подбираю с учетом лексической темы.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.
Работа с различными по фактуре материалами — еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с «каштанами» я провожу по практическому пособию к программе «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений». Помимо работы с «каштанами», в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики на два учебных года.
В конце каждого учебного года я проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.

Читать еще:  Цикорий при беременности

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников

Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности. Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто). При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох. Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно.

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.

Обязательно проводите такие игры с речевым сопровождением, используя стишки, рассказывая все, что делаете и для чего: для развития речи важны не только движения рук, но и активное речевое окружение, побуждающее малышей к ответной реакции.


Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.
Читать еще:  Эпидуральная анестезия

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Однако ребенок – даже если у него самые ловкие пальчики на свете – никогда не научится говорить, если с ним мало общаются, не побуждают к диалогу, пересказу, описанию, выплеску впечатлений. К тому же, нередко занятия на моторику входят в комплексы по коррекции речевых навыков у деток с отставанием. То есть применяются вместе с артикуляционными упражнениями, логоритмикой, занятиями с дефектологом, психологом, медикаментозным лечением. Поэтому возлагать надежды только на мелкие мышцы рук нельзя. Но и без них не обойтись. Как уже было сказано, они способствуют активизации многих мыслительных и умственных процессов, в том числе – речи.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Читать еще:  Что опасно на ранних сроках беременности

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Зачем и как развивать мелкую моторику

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector