Календарь развития ребенка

Календарь развития ребенка по месяцам до года

За первый год жизни произойдет большой скачок в развитии ребенка — из крошечного и беспомощного комочка он превратится в человека, умеющего смеяться, думать, самостоятельно ходить, есть и, возможно, говорить. Давайте рассмотрим подробнее, как растет и изменяется малыш месяц за месяцем, какие происходят изменения в его умственном и физическом развитии.

Первый месяц жизни малыша является одним из самых тяжелых, как для него самого, так и для его родителей. Новорожденный приспосабливается жить в новой для него окружающей среде, а родители учатся ухаживать за ним и справляться с первыми трудностями. Новоиспеченная мама, за это время, должна научиться правильно прикладывать кроху к груди и наладить процесс кормления.

На 2 месяце жизни организм грудничка продолжает развиваться высокими темпами. Он много кушает и, по-прежнему, много спит. Движения его становятся плавными, непроизвольные содрогания мышц исчезают. В этом возрасте маленький человечек уже начинает осознавать, что его крик является средством коммуникации.

Физическое и нервно-психическое развитие трехмесячного малыша продолжается. Каждый день можно наблюдать как изменяется его поведение. Теперь это уже не беспомощное существо, которым он был, когда появился на свет. Организм малыша продолжает расти и развиваться.

Ребенок в 4 месяца становится более активным. Его слезы и улыбки уже вполне осмыслены. Теперь с помощью них он выражает свои чувства и свое отношение к окружающим. В этом возрасте у карапуза появляется острая необходимость в общении. Теперь потребности его не ограничиваются сном и едой, ему необходимо внимание окружающих.

Пятимесячный ребенок заметно подрос, приобрел новые навыки и продолжает стремительно развиваться. А ведь буквально пару месяцев назад, он только лежал, спал и кушал — теперь он постоянно чем-то занят: тянется куда-то, рассматривает все, хватает игрушки, бросает их на пол, наблюдает, хохочет. Пятимесячный малыш стал меньше спать и более активным. Теперь его нельзя оставлять без присмотра.

Первые шесть месяцев жизни малыша для многих родителей казались бесконечными, ведь они сталкивались с немалым количеством трудностей. Но теперь, все радикально меняется. Шестимесячный ребенок — это уже не постоянно кричащий младенец, который только спал и кушал. Он заметно подрос и потяжелел.

За 7 месяцев грудничок научился уже многому, он заметно повзрослел и окреп. Его интересует абсолютно все происходящее рядом и все окружающие предметы. Семимесячный ребенок, общаясь со взрослыми, чаще применяет лепет, мимику, жесты. Может показать пальчиком, где собачка, а где кошечка.

Восьмой месяц развития — это период, когда малыш становиться все более самостоятельным. К концу месяца он уже может сам ложиться и садиться. Теперь он сидит без поддержки взрослого. Малыш держится уверенно в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего положения в сидячее.

В 9 месяцев это уже не тот неповоротливый малыш, который большую часть времени проводил в манеже или на руках. Он стал очень активным и невероятно любопытным. Расскажем подробно, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Десять месяцев — интересный возраст, время стремительного психологического развития грудничка и активного изучения им окружающего мира. Рассмотрим в статье, как происходит его физическое и психическое развитие в 10 месяцев, чему он научится и как подрастет.

В 11 месяцев ребенок начинает более активнее проявлять самостоятельность. Он стремится познавать окружающий мир — передвигается по всей территории квартиры или дома, заглядывает во все углы и с огромным любопытством изучает найденное. Задача родителей не запрещать ему делать это, боясь, что кроха навредит себе тем самым.

Время летит незаметно. Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Все о развитии ребенка до года

С момента рождения и до того, как малышу исполнится год, ему предстоит пройти множество этапов взросления. Каждый месяц до года будет особенным, ведь именно тогда чадо развивается наиболее интенсивно. При этом новоиспеченные родители не всегда понимают, есть ли проблемы у ребенка с освоением навыков, или он опережает свой возраст. Чтобы молодым родителям было проще понимать, какой путь проходит карапуз за год, нужно знать все о развитии ребенка до года.

За первый год малыш проходит большой путь развития

Первый год жизни

Календарь развития малышей по месяцам от рождения и до первого года наполнен множеством событий и достижений. Все, что будет происходить с ребенком, будет для него впервые. Постепенно малыш развивает свои навыки, и к году будет активно ходить, ползать и сидеть. Он будет уметь держать ложку, а также понимать, как взаимодействовать с игрушками.

Доктор Комаровский утверждает, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому можно только ориентироваться на нормы, в соответствии с которыми должен меняться малыш. Это вовсе не значит, что есть точный план, которому ребенок должен соответствовать.

Несмотря на то, что каждый младенец уникален, всегда есть нечто общее в познании им окружающего мира. Молодые родители могут наблюдать за развитием своего ребенка по месяцам.

Обратите внимание! Развитие недоношенного новорожденного по месяцам несколько отличается от тех, кто родился в срок. Они немного иначе реагируют на происходящее, все процессы привыкания и познания мира проходят несколько позже. Это не значит, что ребенок не здоров, он только будет расти чуть дольше и первое время немного расходиться с нормами.

Первый месяц

Первый месяц жизни ребенка считается самым сложным для новоиспеченных мам. Грудной малыш еще адаптируется к обстановке, ему необходимо привыкнуть к миру и набраться сил, поэтому большую часть времени он спит. Крепкий и здоровый сон важен на этом этапе, поскольку именно во сне происходит рост грудничка. В остальное время малыш будет недолго бодрствовать, шевелить ручками и ножками, к концу месяца сможет держать голову непродолжительное время, а также цеплять взглядом предметы ярких цветов и улавливать звуки.

От рождения дети обладают рефлексами, при помощи которых приспосабливаются к новой обстановке. Некоторые из них пропадают, спустя несколько месяцев, часть остается, такие как моргание, чихание, зевание и другие. Этап развития ребенка педиатры устанавливают за счет подобных способностей.

Иногда родители стараются сохранить врожденный рефлекс плавания и ходят с крохами на курсы по плаванию, чтобы малыш не утратил рефлекс. Подобное занятие можно проводить и в домашней обстановке.

К врожденным, но временным рефлексам относят:

  • хватательный (хватает палец, если дотронуться до руки);
  • сосательный (касается языком);
  • плавательный (движется как при плавании, если коснется животом воды);
  • поисковый (ищет грудь) и другие.

Месячный ребенок способен общаться только плачем, так он дает знать о том, что он голоден, о некомфортных ощущениях или просто требовать внимания. Если разговаривать с ребенком регулярно, то вскоре он начнет отвечать «агуканьем».

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Читать еще:  Как определить схватки

Второй месяц

Малыш уже не только рассматривает лица родителей, но и понимает их эмоциональное настроение. Он радуется, когда родители подходят к его кроватке, следит за движущимися предметами, ведь зрение улучшается. Грудничок дольше держит головку и бывает активным, притом нередки случаи, когда день у них сменяется ночью. Координация движений развивается – могут поворачиваться на спину, стараются ухватить предметы.

В течение нескольких недель постепенно будут утрачиваться врожденные рефлексы.

Третий месяц

Малыши отдают предпочтение ночному сну и меньше спят днем. Могут держать локти в качестве опоры, когда лежат на животе. Если держать малыша, он может отталкиваться ногами о поверхность, а также начинает активно изучать свои ножки, лицо и игрушки. К 3-му месяцу ребенок должен уметь распознавать звуки и сам общаться при помощи них. Появляется эмоциональная составляющая – грудничок начинает смеяться, улыбаться, криком выражать свои желания или недовольство.

Четвертый месяц

Теперь кроха самостоятельно переворачивается на живот и уверенно держит головку, ползает и старается сесть, начинает контактировать с предметами: придерживает бутылочку, бросает и берет игрушки. Произносит первые слоги и сам реагирует на звуки: слушает музыку, воспринимает свое имя, различает голоса. Может смотреть за движущимися предметами, рассматривать их вблизи и вдали, наблюдает за собой в зеркале. Улыбается и смеется, особенно в присутствии близких, вплоть до бурной радости. Вместе с тем, сильно переживает, когда матери нет рядом, даже недолго.

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

Шестой месяц

К 6-ти месяцам дети сами садятся, ползают, нагибаются в разные стороны. Могут поднимать предметы, перекладывать их в разные емкости. Начинают играть со всем, в том числе с едой, познавая предметы, могут сломать игрушки. Развивается умение устанавливать самые простые причинно-следственные связи. Когда малыша спрашивают о предмете или человеке, может найти его взглядом. Старается повторять услышанные звуки. Любит играть с родителями, особенно в прятки (когда закрывают глаза или прячутся за предмет). В то же время сейчас дети очень эмоциональны и могут быстро менять настроение.

Седьмой месяц

Дети в семь месяцев могут вставать, придерживаясь за опору, любят ходить ножками, когда родители держат их за подмышки. Начинает активно развиваться психомоторный аспект, поэтому детям так нравятся игры в «сороку-ворону», «ладушки». Им становится интереснее взаимодействовать с игрушками: стучат ими, бросают, ломают. Копируют поведение и речь взрослых, могут произносить разные звуки и уже отчетливо понимают слово «нет». Дети знают части тела и могут показать их на себе.

Восьмой месяц

Малыш уже уверенно ходит, опираясь на предметы. Особенно свободно чувствует себя в знакомой обстановке. Кроха может показать или принести предметы, о которых идет речь. Начинает соотносить предметы и понимать, как с ними можно взаимодействовать по новому: начинаются игры с пирамидками, стаканчиками и прочим. В психологическом плане дети тяжело переносят разлуку с мамой, даже на короткий период. В то же время увеличивается количество эмоций: удивление, радость, восторг. Начинает малыш говорить первые простые слова, при этом он понимает их значение. Музыка также нравится малышу, а также танцы под нее.

Девятый месяц

Активно познает пространство и передвигается по нему разными способами. Запоминает, где лежат предметы, старается добраться до них. Повторяет за взрослыми, выполняет их поручения, любит, когда за ним наблюдают. Пробует самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Мелкая моторика улучшается, и ребенок начинает совать пальцы во все отверстия. Проявляет к родителям все аспекты эмоций, а также старается манипулировать ими плачем. Быстро усваивает новые слова и придумывает собственные.

С полугода дети начинают развивать речь

Десятый месяц

Ребенок любит танцы и музыку. Улучшается моторика рук, берет мелкие предметы, пользуется ложкой. Начинает определяться ведущая рука. Может прятать и перекладывать предметы, отдает предпочтение игрушкам маленького размера, показывает части тела на других.

Одиннадцатый месяц

Малыш может немного пройти без опоры, старается все делать самостоятельно. Бурно реагирует на новых людей, обстановку, игрушки. Понимает, когда на него сердятся и любит когда хвалят. Сам может кивать или вертеть головой в знак ответа. При прощании знает, что нужно махать рукой. Знает, как зовут всех ближних.

Двенадцатый месяц (год)

Годовой малыш спокойно встает, ходит, прыгает, участвует во всех процессах, которые с ним связаны. Может определять, нравится ему пища или нет. Сильно привязывается к родителям и игрушкам. Знает, для чего нужны разные предметы, и как ими пользоваться. Понимает, что ему говорят, и сам может на словах выразить свои желания.

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Мальчики и девочки: разница

Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.

Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:

  • дышат животом (девочки грудью);
  • объем легких чуть больше;
  • крови на пол-литра больше, чем у девочек;
  • активнее, но девочки выносливее.

За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.

Что хорошо получается у девочек или мальчиков

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: основные этапы и нормативные показатели

Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, прибавлять в весе, осваивать новые навыки.

Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя заметить отклонения и устранить их.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:

  • первый (длится 0-30 дней);
  • второй (это период 2-4 месяцев);
  • третий (4-6 месяцев);
  • четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
  • пятый (8-10 месяцев);
  • шестой (10 месяцев – 1 год).

Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.

Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:

  • сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
  • плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
  • хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
  • поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
  • шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).
Читать еще:  Как заваривать зеленый кофе с имбирем

Для периода новорожденности характерно следующее:

  • туловище находится в согнутом положении;
  • большую часть времени малыш спит (около 20 часов в сутки);
  • мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.

Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы плачем. С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.

2 – 4 месяца

Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух. Это позволяет начать познавать окружающий мир.

Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.

Ребенок долго способен рассматривать свои руки или игрушку. У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.

4 – 6 месяцев

Младенец уже умеет уверенно держать голову и поворачивать ее в разные стороны. У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.

Ребенок начинает различать интонации в голосе, понимать эмоции взрослых. У детей появляется интерес к собственному отражению. Повышается двигательная активность. Младенец может сидеть непродолжительное время, делает первые попытки переворачивания с живота на спину.

Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.

6 – 8 месяцев

На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.

Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.

Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: малыши учатся пить из чашки, есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.

8 – 10 месяцев

На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).

Совершенствуется речь: малыш произносит первое осмысленное слово. Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.

К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.

Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, купанию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша улучшается память. Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.

10 – 12 месяцев

На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.

Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, начинают ходить. Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.

В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.

Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Календарь развития ребенка по месяцам от рождения до года

Приветствуем всех читателей нашего блога! Представляем вашему вниманию календарь развития ребенка до года по месяцам.

Навыки и умения

  • Движения малыша — беспорядочные, нецеленаправленные и подчинены врожденным рефлексам.
  • Кулачки крохи крепко сжаты.
  • Он удерживает в поле зрения неподвижный предмет и фиксирует взгляд на лице, склоненном над ним.
  • Пытается поднять и удержать голову, лежа на животике.
  • Может удерживать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
  • Реагирует на звон колокольчика, погремушку — вздрагивает, начинает плакать, прислушиваясь.
  • Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ в конце первого месяца жизни.

Важно знать

На 4-8-й день у ребенка могут припухнуть грудные железки. У девочки также могут появиться слизисто-кровянистые выделения, а у мальчика — отек мошонки. Это проявления полового криза, вызванного попавшими в организм крохи материнскими гормонами. Через 10-12 дней все пройдет само собой.

Навыки и умения

  • Малыш может улыбаться в ответ на улыбку.
  • Удерживает голову вертикально и приподнимает грудь из положения лежа на животике.
  • Поворачивает голову из стороны в сторону.
  • Все чаще разжимает кулачки, а в движениях рук появляется целенаправленность.
  • Прислушивается к голосу мамы и останавливает взгляд на ярких предметах и лицах.
  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами, провожает взглядом предмет (прямо перед собой).
  • Успокаивается, когда его берут на руки.
  • Ребенок смеется вслух.
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
  • Начинает интересоваться частями своего тела — рассматривает ручки, захватывает ножки.
  • Выложенный на животик, опирается на ручки, поднимает голову, поворачивает ее из стороны в сторону и останавливает взгляд на ярких предметах.
  • Радостно оживляется при появлении мамы, а когда она заговаривает с ним — отвечает активным гулением. Захватывает игрушку и тянет ее в рот. Капризничает и протестует криками.

Важно знать

На период бодрствования помещай малыша в манеж с подвешенными погремушками. Они должны висеть над грудью крохи на расстоянии 50 сантиметров, чтобы правильно фиксировался взгляд. Ласково общайся с малюткой, показывая игрушки. В ответ он начнет сосредоточенно разглядывать их и твое лицо, открывать ротик и шевелить губками.

Навыки и умения

  • Ребенок смеется вслух.
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
  • Начинает интересоваться частями своего тела — рассматривает ручки, захватывает ножки.
  • Выложенный на животик, опирается на ручки, поднимает голову, поворачивает ее из стороны в сторону и останавливает взгляд на ярких предметах.
  • Радостно оживляется при появлении мамы, а когда она заговаривает с ним — отвечает активным гулением. Захватывает игрушку и тянет ее в рот. Капризничает и протестует криками.

Важно знать

Теперь нельзя оставлять малыша одного на поверхности без бортиков — он уже поворачивается со спинки на бочок и может упасть. Детский травматизм, к сожалению, не редкость. И даже при благополучном исходе детская травма может дать о себе знать в дальнейшем. Третий месяц жизни — время закрытия малого родничка на головке крохи.

Читать еще:  Как похудеть в руках

Навыки и умения

  • Подолгу гулит, а при появлении мамы радостно размахивает ручками и бьет ножками.
  • Улыбается своему отражению в зеркале.
  • Переворачивается со спинки на животик, а при легком подтягивании за ручки легко присаживается.
  • Самостоятельно отрывает от постели голову и верхний плечевой пояс из положения лежа на спинке.
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
  • Подолгу манипулирует игрушками. Выделяет «любимые» и «нелюбимые».
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.

Важно знать

До 10-11 месяцев правая и левая ручки ребенка не должны отличаться по своей активности. Если замечена несимметричность в движениях — это повод обратиться с малышом к детскому неврологу. Сажать кроху пока рано, но на руках уже можно держать его вертикально, давая хорошую опору для спинки.

Навыки и умения

  • Начинает заливисто смеяться.
  • Различает знакомых и незнакомых людей. С незнакомыми держится настороженно, а если те пытаются вступить с ним в контакт — протестует плачем.
  • Легко переворачивается со спинки на живот через правое и левое плечо.
  • Кувыркается, раскачивается и сгибается.
  • Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
  • Произносит гласные звуки и некоторые согласные -«б», «д», «л», «м».
  • Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
  • Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

Важно знать

Разводя руки малютки, произноси нараспев «а-а», «ма-а», поглаживая его, — «мм», «о-о», притягивая к себе за ручки, слегка приподнимая, — «у-у», попеременно сгибая и разгибая ножки, — «ба-ба-ба», «та-та-та», поднимая и резко опуская обе ножки, — «ба!», «па!», «та!». Это упражнение активизирует лепет и стимулирует формирование интеллекта.

Навыки и умения

  • Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спинку.
  • Пробует садиться без посторонней помощи и пытается ползти на животике.
  • Может подолгу заниматься игрушкой, перекладывая ее из одной ручки в другую.
  • Держит кружку за ручку, любит играть едой.
  • Откликается на свое имя и издает самые разнообразные звуки.
  • Долго и тщательно изучает предметы, находит взглядом те, о которых ему говорят.
  • Произносит новые согласные — «ф», «в», «с», «3», «м», «н».

Важно знать

Для лучшего развития мозга нужно тренировать вестибулярный аппарат крохи. Для этого ходи с малышом по кругу, покачивая его из стороны в сторону, вперед-назад и вновь из стороны в сторону. Другое упражнение: лежа на спине, в течение 3-5 минут покачивай ребенка перед собой на вытянутых руках. 6 месяцев — время введения первого прикорма.

Навыки и умения

  • Ребенок становится более подвижным.
  • Сам садится и сидит с прямой спинкой без поддержки, иногда упираясь руками.
  • Ползает на животике и уверенно ходит на четвереньках.
  • Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках.
  • Умеет вращать кистью, удерживая что-то ручкой.
  • Хватание становится более координированным, при участии ладоней и частично пальцев.
  • Начинает понимать, что значит «нет» по тону маминого голоса.
  • Произносит и поет слоги «да», «па», «ма», «та», «ба.

Важно знать

Для формирования правильной осанки нельзя перескакивать через этапы развития. Например, не следует поощрять попытки крохи стоять у опоры, пока он не научится садиться самостоятельно и передвигаться на четвереньках. Чисти крохе зубки сразу же после их появления. Существуют специальные щеточки-напальчники и методики, с которыми познакомит стоматолог.

Навыки и умения

  • У ребенка может быть уже 4 зуба, а это значит, что его можно учить жевать пищу.
  • Кроха встает на четвереньки и ползает.
  • При поддержке за ручки стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
  • Малышу нравится размахивать игрушками и бросать их (особенно если кто-то поднимает их и подает).
  • Знает и показывает знакомые предметы.
  • Говорит «мама» и «папа» (пока неосознанно).
  • Все пробует на вкус.
  • По просьбе дает ручку, делает «ладушки».
  • Может не держаться, если стоит, облокотившись на что-либо.

Важно знать

Можно попробовать высаживать малыша на горшок. Делать это нужно сразу после сна (если ребенок проснулся сухим) и после каждой еды. Чтобы не вызвать у крохи неприятных ощущений, горшок не должен быть холодным, слишком большим или маленьким. И конечно, он должен быть чистым.

Навыки и умения

  • Маленькие предметы ребенок берет пальцами, а большие — двумя руками.
  • Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  • Сам легко садится, сидит и ходит у опоры.
  • Разворачивается, когда ползает.
  • Способен повторить до восьми звукосочетаний.
  • Понимает короткие обиходные фразы, хорошо знает свое имя и оборачивается, если его зовут.
  • Может найти и показать пальчиком игрушку, дать ее, если попросить.
  • Листает картонные страницы книжки.
  • Умеет рвать бумагу и мять в ладошках глину.

Важно знать

Самое время учить ребенка кушать самостоятельно! На высоком детском стульчике посади его за стол и поставь перед ним тарелочку с пюре или густой кашей. Дай крохе в правую руку ложку, а в левую — кусочек хлеба. Будь спокойна и терпелива! Постепенно малютка научится пользоваться ложкой, и процесс еды станет для него более привлекательным.

Навыки и умения

  • Ходит, держась обеими руками.
  • Может унести в одной руке два мелких предмета.
  • Любит танцевать под музыку — раскачивается, кружится, притопывает и подпевает.
  • Встает на ножки и тянется к заинтересовавшему его предмету. Садится из положения стоя.
  • Любит помещать предметы один в другой, игры с водой.
  • Боится незнакомых мест.
  • Начинает отдавать предпочтение одной руке и одной стороне тела.
  • Любит подражать жестам, звукам и выражениям лиц знакомых взрослых.

Важно знать

В зоне досягаемости ребенка не должно быть мебели с острыми углами — это опасно. Все шкафчики заранее запри, лишь один можно оставить специально для своего непоседы — уж очень любят детки проверять их содержимое! В это время у крохи возможно появление проблем со сном из-за желания двигаться.

Навыки и умения

  • Осознанно произносит первые слова: «папа», «мама», «баба»… Знает значение слов «да», «нет», «горячо», «нельзя».
  • По просьбе взрослого делает «ладушки», «сороку-ворону», любит играть в прятки.
  • Может пить из чашки без посторонней помощи.
  • Аккуратно поднимает с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
  • Способен научиться нанизывать колечки на пирамидку, строить башенку из кубиков, открывать и закрывать коробку, класть в нее и доставать предметы.
  • Ходит, держась за мебель.

Важно знать

Любые потрясения глубоко ранят детскую психику. Нельзя ставить кроху в угол, делать (даже в шутку) угрожающие жесты и тем более шлепать. Малыш быстрее заговорит, если ты, прежде чем выполнить его просьбу, предложишь ему сказать «дай». Продолжай с соответствующими эмоциями сопровождать свои действия простыми словами.

Навыки и умения

  • Кроха произносит 10-15 слов (облегченных и имитирующих другие слова). Понимает почти все из того, что ему говорят.
  • Самостоятельно стоит и ходит.
  • Встает из положения сидя на корточках.
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами (например, телефоном, молотком).
  • Берет предмет в рот или под мышку, чтобы высвободить руку и взять что-то еще.
  • Начинает проявлять чувство юмора.
  • Откусывает, жует твердую пищу. Пользуется ложкой и чашкой.
  • Проявляет привязанность к родителям и любимым игрушкам.

Важно знать

Значительное отставание или быстрое увеличение окружности головы — сигнал заболевания. Также внимательно присмотрись, как кроха ставит ножки при ходьбе. Если не наступает на пятку или подволакивает ножку — стоит обратиться к неврологу и ортопеду. Время закрытия у крохи большого родничка -12-18 месяцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector